Белгородская государственная филармония » Рашит Нигаматуллин buttons
Рашит Нигаматуллин

CHER3690prw

Рашит Нигаматуллин – заслуженный деятель искусств России, главный дирижер симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии. 

Рашит Нигаматуллин – выдающийся российский дирижёр, яркий представитель современной отечественной дирижёрской элиты, музыкант с широчайшим кругозором, просветитель, глубокий и самобытный художник.

Является обладателем престижных музыкальных наград и званий: лауреат I премии и обладатель специального приза на I Международном конкурсе дирижёров имени С. Турчака (1994), удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Украины» (1995), обладатель серебряного ордена Славы Международного академического рейтинга популярности «Золотая фортуна» (2002), лауреат премии «Персона года» национального издания «Музыкальное обозрение» (2014), удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств России» Указом Президента Российской Федерации (2018). 

Рашит Нигаматуллин родился 28 декабря 1958 года в городе Горьком. С отличием окончил Горьковскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по классу хорового дирижирования у доцента М. А. Саморуковой (1983), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования по классу Г. Н. Рождественского (1989).

С 1987 года Рашит Нигаматуллин выступает в Советском Союзе и за рубежом. Его дирижёрский дебют состоялся в 1987 году в Москве на закрытии пленума Союза композиторов СССР в Колонном зале Дома Союзов. Будучи ассистентом Геннадия Рождественского в Симфоническом оркестре Министерства культуры СССР, Рашит Нигаматуллин выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве с Четвертой симфонией Ч. Айвза, «Весной священной», Симфонией ор. 1 и Вариациями памяти Олдоса Хаксли И. Стравинского.

В разные годы он был главным дирижёром симфонических оркестров филармонии города Ниш (Югославия, ныне – Сербия, 1989) и Ворошиловградской областной филармонии (1990), главным дирижёром и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко (1996), приглашённым дирижёром Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (1996–1998), главным дирижёром Харьковского молодёжного академического симфонического оркестра «Слобожанский» (2000) и Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (2003).

Критики писали о Рашите Нигаматуллине как об уникальном, масштабном таланте, творчески зрелом музыканте, потрясающем слушателей своими смелыми и самобытными трактовками, умением отлично работать с оркестром и добиваться превосходных результатов.

По инициативе Рашита Нигаматуллина был организован фестиваль «Музыкальные премьеры Украины» (Луганск, 1993), он также стал главным дирижёром этого события. Музыкант был главным дирижёром и входил в состав оргкомитета Международного фестиваля «С. В. Рахманинов и украинская культура», Международного конкурса пианистов имени В. Крайнева и Международного конкурса скрипачей имени Б. Которовича в Харькове (1998–2002), принимал участие в зарубежных событиях – Международном фестивале симфонических оркестров в Копенгагене (1997), международных музыкальных фестивалях в Испании и Голландии (2000–2004).

Рашит Нигаматуллин востребован и постоянно приглашается ведущими концертными организациями в России и в странах Западной Европы. Широкий зрительский резонанс вызвали выступления дирижёра с Белгородским симфоническим оркестром (2001 год), Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (2005 год), с Губернаторским академическим симфоническим оркестром г. Ярославля (2006 год). Эпический размах, эмоциональная сила, новаторство Нигаматуллина-исполнителя, глубинное проникновение в авторский замысел композитора стали ключевыми в оценке его исполнительского искусства во время многочисленных гастрольных турне с симфоническими оркестрами Польши, Югославии, Дании, Голландии, Испании, Японии, Англии.

РДН

С симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии Рашит Нигаматуллин выступал с 1995 года. С 2006 он занимает пост художественного руководителя и главного дирижёра этого коллектива, исполнительский уровень которого с этого момента постоянно растёт. В этот период оркестр успешно выступил с программами «Прощание с XX веком», «Бессмертные имена», «Шедевры мировой классики», где прозвучали произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Б. Бартока, Дж. Гершвина.

Главным дирижёром была выработана тактика и стратегия дальнейшего развития оркестра в обязательном исполнении классики, сложных симфонических полотен, современной музыки, просветительских программ для детской и студенческой аудиторий. Рашит Нигаматуллин стал лидером обновления творческой и исполнительской деятельности, репертуарной политики симфонического оркестра, достижения новых музыкальных высот и гарантом отечественного и международного признания коллектива.

Под руководством Рашита Нигаматуллина симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии стремительно развивается, активный интерес к нему стали проявлять именитые музыканты, крупнейшие

концертные деятели: В. Пьявко, С. Слонимский, Д. Хворостовский, Д. Крамер, Д. Мацуев, А. Гиндин. Яркими, незабываемыми вечерами классической музыки стали выступления симфонического оркестра с известными музыкантами-исполнителями: пианистами Б. Березовским, Н. Луганским, Р. Кудояровым, Е. Мечетиной, Л. Генюшасом, А. Коробейниковым, С. Главатских, И. Фёдоровым, скрипачами Н. Борисоглебским, М. Федотовым, Л. Солодовниковым, Р. Замуруевым, Г. Казазяном, Ю. Игониной, А. Баевой, Г. Муржой, Доменико Нордио (Италия), виолончелистами А. Загоринским, А. Бузловым, А. Князевым, Б. Андриановым, А. Раммом, гобоистом И. Паисовым и  кларнетистом М. Безносовым, певцами В. Ладюк, В. Целебровским, В. Джиоевой и другими. Симфонический оркестр сотрудничает и с молодыми талантливыми исполнителями – гордостью современной России: Ф. Копачевским, И. Почекиным, А. Притчиным, С. Стариковым, Л. Железным.

Знаковыми, ставшими крупными музыкальными событиями, стали премьерные исполнения в Белгороде музыкальных произведений отечественной и зарубежной классики симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии под руководством Рашита Нигаматуллина. Это оратория «Сотворение мира» И. Гайдна (первое исполнение в России в третьем тысячелетии), «Реквием» Дж. Верди, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, кантата «Stabat Mater» Г.Я.  Ломакина (мировая премьера возрождённого шедевра русской музыки в XXI веке), «Реквием» А. Караманова, оперы «Иоланта» П.И. Чайковского и «Алеко» С.В. Рахманинова, балетные спектакли на музыку Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада» и Р.Щедрина-Ж.Бизе «Кармен-сюита» («Имперский русский балет» Г. Таранды); монументальные симфонические полотна: Симфония №9 Л. Бетховена, Симфонии №№1-7, 9 Г. Малера, Симфония №7 А. Брукнера, симфонические поэмы и «Альпийская симфония» Р. Штрауса, симфоническая сюита «Планеты» Г. Холста, «Концерт для оркестра» и музыка балета «Чудесный мандарин» Б. Бартока, симфонические произведения Г. Берлиоза, Я. Сибелиуса, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, А. Оннегера; «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, Симфонии №№1-6 П.И. Чайковского, симфонические произведения Н.А. Римского-Корсакова, «Симфонические танцы» С.В. Рахманинова, музыка балетов «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Поцелуй феи» И.Ф. Стравинского, скифская сюита «Ала и Лоллий», Симфонии №№1-7 С.С. Прокофьева, Симфонии №21 Н.Я. Мясковского, Симфонии №№1, 4-11, 15, музыка балетов «Золотой век», «Болт» Д.Д. Шостаковича, музыка балетов «Спартак» и «Гаяне» А. Хачатуряна, произведения А. Шнитке, Г. Свиридова, В. Гаврилина и других.

Рашит нигаматуллин

Выступление симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии (главный дирижёр – Рашит Нигаматуллин) в программе XXXIV Международного фестиваля «Московская осень-2012» в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Под руководством художественного руководителя и главного дирижёра Рашита Нигаматуллина симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был принят членом «Ассоциации симфонических и камерных оркестров России» (2008), ему была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства – впервые, с момента учреждения премии, этой почётной награды был удостоен крупный концертный коллектив (2010).

Венцом просветительской деятельности филармонии  в 2010 году стало её награждение  Международной общественной  Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние – 2010». В этой награде – значительный вклад творческой деятельности симфонического оркестра под руководством Рашита Нигаматуллина.

За высокий профессионализм, значительный вклад в развитие исполнительского искусства в Белгородской области, популяризацию симфонической музыки коллективу симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии и его художественному руководителю – главному дирижёру Рашиту Нигаматуллину была выражена благодарность Губернатора Белгородской области (2013).

В 2018 году Нигаматуллину Р.Д. присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

выступление симфонического оркестра

Выступление симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии (главный дирижёр – Рашит Нигаматуллин) в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве.

Участие в программах всероссийских и международных фестивалей, форумов
Ярким этапом развития Белгородского симфонического оркестра, возглавляемого Рашитом Нигаматуллиным, стали триумфальные выступления коллектива как участника  различных музыкальных фестивалей, проводимых в России и за рубежом: IX Всероссийский фестиваль «И звезда с звездою говорит: Шостакович и Свиридов» (Курск, 2006 год), Всероссийский фестиваль музыки А. Петрова (Белгород, 2007 год), Международные музыкальные фестивали во Франции и Швейцарии (2008 год), XIII Международный фестиваль «С.В. Рахманинов и украинская культура» (Харьков, 2011год), II симфонический форум России (Екатеринбург, 2012год), II Международный музыкальный фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале» (Челябинск, 2012 год), I-VIII Фестивали классической музыки «Шереметевские музыкальные ассамблеи» (Белгород, 2012-2019 годы), всероссийская музыкальная акция – фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова (Курск, 2015 год). Участие в программе Минкульта РФ и МГАФ «Всероссийские филармонические сезоны» (гастроли по городам России в 2018, 2019); VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум – концерт-презентация восстановленного сочинения русского композитора ХIХ века Гавриила Ломакина – кантаты Stabat mater и нотного издания кантаты в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Сотрудничество с Союзом композиторов России
Одним из важных направлений творческой деятельности Рашита Нигаматуллина и симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии является популяризация музыки современных российских композиторов С. Слонимского, В. Казенина, Э. Артемьева, А. Рыбникова, Р. Калимуллина, В. Бибергана, Ш. Чалаева, В. Кикты, Г. Мая и других, участие в концертах и престижных фестивалях современной музыки:  Всероссийский фестиваль «Панорама музыки России», посвященный 50-летию Союза композиторов России (Москва, 2010 год), мировая премьера симфонических произведений А. Ирадяна и Т. Хренникова-младшего – лауреатов XII Международного конкурса молодых композиторов и исполнителей им. А.И. Хачатуряна (Белгород, 2011 год),  XXXIV Международный фестиваль «Московская осень-2012» с программой «Композиторы России – юбиляры года» (Большой концертный зал Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского), «Музыка нового времени» в рамках Федеральной программы «Музыкальное передвижничество» (Белгород, 2013 год), Гала-концерты из произведений  лауреатов и дипломантов I Всероссийского конкурса композиторов, посвящённого 100-летию со дня рождения Т.Н. Хренникова (Елец и Липецк, 2013 год), V фестиваль современной музыки в Белгороде, прошедший при поддержке Министерства культуры Российской Федерации (2014год).

Продолжением плодотворного творческого сотрудничества с Союзом композиторов России и Белгородской композиторской организацией стали исполнения произведений современных российских композиторов в музыкальных проектах всероссийского и международного уровней: в программах Гала-концертов лауреатов премии «Прохоровское поле» (2016, 2018 и 2020 годы); в концерте премьер «Композиторы России – ХХI век» в рамках I Всероссийского фестиваля Союза композиторов России с исполнением произведений А. Рыбникова, Э. Артемьева, Р. Калимуллина (июнь 2018 года); в рамках программы Евразийского Совета композиторов и музыкальных деятелей – в музыкальной акции «Музыка мира», в которой прозвучали симфонические произведения А. Батурина, Т. Хренникова-младшего, Э. Фертельмейстера (май 2019 года); в программе Гала-концерта II Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон» с исполнением мировых премьер произведений для карильона и симфонического оркестра О. Ростовской, Е. Панченко, Е. Латыш-Бирюковой (июнь 2019 года).

Сотрудничество с концертными организациями России
Одними из самых ярких и значимых событий в творческой деятельности Рашита Нигаматуллина и возглавляемого им симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии явились приглашения для участия в исполнении концертной программы в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (2014 г.),  в Московской государственной академической филармонии выступить в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве. Концерты с большим успехом прошли в рамках абонемента «Шедевры русской симфонической музыки. Оркестры России»:

15 октября 2014 года  – в концерте прозвучали «Симфонические танцы» С.В. Рахманинова и Концертная фантазия для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (солист – народный артист РФ Владимир Овчинников).

7 октября 2015 года   –  в концерте, посвящённом 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, прозвучали произведения композитора – Концерт №1 для фортепиано с оркестром и Симфония №6 («Патетическая»), солист – лауреат премии Правительства Москвы в номинации «Музыкальное искусство» Борис Березовский.

27 марта 2019 года  – в концерте прозвучали произведения П. И. Чайковского Торжественный коронационный марш, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и  «Итальянское каприччио», солист – лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский.

Резонансные выступления Рашита Нигаматуллина на столичных сценах получили широкое освещение в прессе и признание у публики, что послужило основой для продолжения творческого диалога с руководством Московской государственной академической филармонией. Под управлением маэстро состоялись концерты в престижных концертных залах Москвы с участием известных симфонических оркестров России, ставших настоящим музыкальным откровением для столичных меломанов и ценителей высокого академического искусства.

13 мая 2018 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского маэстро выступил с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» в программе «Великий англичанин. Уильям Тёрнер» (Абонемент №26 «Музыка, живопись, жизнь», автор цикла и ведущая – заслуженный деятель искусств России Жанна Дозорцева). В концерте прозвучали Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» Ф. Мендельсона, Четыре морские интерлюдии (Сюита из оперы «Питер Граймс») Б. Бриттена и Три морских эскиза «Море» К. Дебюсси. 

5 марта 2020 года  в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Рашит Нигаматуллин и Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана представили программу «Из сокровищницы мировой классики» (Абонемент №82 Московской государственной академической филармонии). В концерте прозвучали «Испанская рапсодия» М. Равеля, концерт для гитары с оркестром «Аранхуэс» (солист – лауреат международных конкурсов Дмитрий Бородаев), «Иберия» – симфоническая картина из цикла «Образы» К. Дебюсси и «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова.

В программу совместного проекта Министерства культуры Российской Федерации и Московской государственной академической филармонии «Всероссийские филармонические сезоны» включены гастрольные туры симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра Рашита Нигаматуллина по городам Центрального федерального округа:

22-28 мая 2018 года в преддверии 25-летия оркестра состоялись выступления в Калуге, Липецке, Туле, Брянске, Курске. В концерте прозвучали произведения А.И. Хачатуряна Концерт для скрипки с оркестром (солист – лауреат международных конкурсов Степан Стариков) и сюита из музыки к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова», сюита из музыки к фильму «Поручик Киже» С.С. Прокофьева.

29 марта – 1 апреля 2019 года состоялись выступления в Костроме, Кинешме, Коврове (дирижёр – Дмитрий Филатов). В концерте на сцене Нижегородской государственной филармонии имени Мстислава Ростроповича симфонический оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина исполнил Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского, сюиту из балета «Спартак» А.И. Хачатуряна и сюиту из балета «Болт» Д.Д. Шостаковича.

17-29 мая 2021 года благодаря гранту Правительства Российской Федерации Белгородская государственная филармония реализует гастрольную творческую акцию «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» в городах центральной России (Рязань, Тула, Владимир, Иваново, Кострома, Тверь, Калуга, Брянск, Липецк, Воронеж, Елец). Главным событием концертной программы под управлением Рашита Нигаматуллина станет исполнение возрождённого произведения крупнейшего русского хорового дирижёра и композитора, музыкально-общественного деятеля XIX века Гавриила Якимовича Ломакина – кантаты Stabat mater. Наряду с кантатой прозвучит музыка современников и учеников Г.Я. Ломакина: М.И. Глинки – Испанская увертюра «Ночь в Мадриде», хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; П.И. Чайковского – Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. В гастрольно-творческой акции примут участие солисты и творческие коллективы филармонии – лауреаты международных конкурсов Галина Зольникова (сопрано) и Оксана Никитина (меццо-сопрано), Академический хор (главный дирижёр – Елена Алексеева), симфонический оркестр. В гастрольном туре примут участие московские солисты, лауреаты международных конкурсов Иван Почекин, Гайк Казазян, Леонид Железный, Павел Милюков.

В числе ярких музыкальных событий последних лет – выступления Рашита Нигаматуллина с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга им. М.И. Глинки в программах фестиваля «Мелодии белых ночей» (2014 год) и  VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума (2019), с Ростовским академическим симфоническим оркестром в Большом зале Ростовской государственной филармонии  в программе, посвящённой 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса (2015), Омским академическим симфоническим оркестром  (программа «Наш Чайковский») в Концертном зале Омской филармонии (2018).

Сотрудничество с ведущим российским изданием – национальной газетой «Музыкальное обозрение»
Белгородский симфонический оркестр под управлением главного дирижёра Рашита Нигаматуллина принял участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию и 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение». В 2014 году по итогам всероссийского рейтинга этого влиятельного музыкального издания за значительный вклад в области музыкального искусства Рашиту Нигаматуллину присвоено звание лауреата премии – дирижёр признан «Персоной года», а руководимый им симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии назван «Оркестром года».

Отзывы о выступлениях  дирижёра Рашита Нигаматуллина
Выступления симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина высоко оценены выдающимися композиторами и исполнителями современности, известными музыкальными критиками и широкой общественностью в многочисленных откликах, рецензиях, глубоких аналитических статьях, опубликованных в центральных музыкальных изданиях: журналах «Музыкальная академия» и «Музыкальная жизнь», в газетах «Музыкальное обозрение» и «Мариинский театр», в зарубежной прессе.

«Рашит Нигаматуллин – чрезвычайно одаренный дирижер. В нем удачно и гармонично сочетаются два слагаемых – яркое артистическое исполнительское дарование и способность к аналитике, острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух остр и точен».
Выдающийся дирижёр,
народный артист СССР
Г.Н. Рождественский
о своем ученике
(Москва)

 

«Я восхищён талантливостью дирижёра Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Это подлинно филармоническая работа, заслуживающая поддержки со стороны руководства области, а дирижёр – выдвижения на почётное звание. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»
Выдающийся композитор современности,
народный артист России,
лауреат Государственных премий,
академик Российской Академии Образования,
кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени»,
профессор Санкт-Петербургской консерватории
С.М. Слонимский
(Санкт-Петербург)

 

 

 

 

 «Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, «управляемостью» – вместе с тем чужд рутины; игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных – важное достоинство коллектива, медные точны, «вокальны» – что вообще встречается редко. Рашит Нигаматуллин нашёл то равновесие, при котором разворот симфонической мысли Шостаковича увлекателен, разнообразен. Целое разворачивается с естественностью увлекательного повествования».
«Музыкальная академия»,№4 2007 года,
музыковед Р. Рудица
(Санкт-Петербург)

 

«В лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра – очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы. Московская публика высоко оценила выступление гостей».
«Музыкальная жизнь», №1 2013 года,
музыковед Л. Марченко
(Санкт-Петербург)

 

 «В КЗЧ с большим успехом выступил Симфонический оркестр Белгородской филармонии. Гастролями в столице крупнейших симфонических оркестров нашу публику давно уже не удивишь. Лучшие из российских коллективов – оркестры Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, УАФО, новосибирцы, казанцы, ярославцы, самарцы также появляются у нас более менее регулярно.
Симфонический оркестр Белгородской филармонии среди них – один из самых молодых, но вполне способен дать фору многим из старших и более именитых собратьев. И это в значительной мере заслуга Рашита Нигаматуллина – дирижёра без всяких преувеличений, экстра-класса, возглавившего коллектив в 2006 году и за несколько сезонов сумевшего вывести его в элитный ряд.
Заявленная программа, честно говоря, поначалу вызывала вопросы. Концертная фантазия для фортепиано с оркестром Чайковского и «Симфонические танцы» Рахманинова – самые ли это репрезентативные произведения для оркестра (играющего не в пример более сложные партитуры – от Малера, Шостаковича и Стравинского до сочинений современных композиторов)? Наверное, и, правда, не самые, что не помешало, тем не менее, оркестру во главе с Рашитом Нигаматуллиным показаться, что называется, во всей красе, да еще и во многом заново открыть глаза на эти сочинения столичной публике.
Казалось бы, в Концертной фантазии Чайковского решающее слово – за пианистом, и от него в первую очередь должен зависеть успех. Но главными героями нынешнего исполнения были дирижер и оркестр, сумевшие в полной мере явить слушателю всю щемящую красоту и пронзительный лиризм этого произведения, представшего вдруг несомненным шедевром, лишь в силу недоразумения столь нечасто появляющегося в афишах… И оставалось только мечтать о том, что вот сюда бы еще да такого музыканта, как например, Борис Березовский…
В отличие от Фантазии Чайковского, «Симфонические танцы» Рахманинова звучат в Москве нередко, в том числе в исполнении самых лучших оркестров и дирижеров. Однако качеством игры белгородцы нисколько им не уступали, а дирижерская интерпретация показалась более глубокой и впечатляющей, чем доводилось слышать даже у весьма именитых маэстро. Разумеется, мы знаем, что это – музыка трагическая, но вот такого открытого и мощного трагедийного выплеска в интерпретациях «Танцев», пожалуй, и не припомнить. Дирижер словно бы «вчитал» сюда и Малера (главным образом, Шестую его симфонию), и Шостаковича, и еще многое другое. Это были своего рода скорбные и почти что безысходные музыкальные думы о судьбах России «бездны мрачной на краю». Возможно, не все в зале в полной мере поняли этот «месседж», но то, что произошло музыкальное событие действительно экстраординарное, осознали, кажется, все, и долго стоя аплодировали дирижеру и оркестру».
«Музыкальная жизнь» , №11 2014 года,
статья «Молодой да элитный»
музыкальный и театральный критик
Д. Морозов
(Москва)

 

 «…Во главе оркестра последние восемь лет стоит опытный талантливый маэстро Рашит Нигаматуллин – ученик Г. Рождественского, возглавлявший до Белгорода оркестры в Киеве, Харькове, Луганске, выступавший как дирижер-гастролер с симфоническими оркестрами России, Польши, Югославии, Испании, Японии, Великобритании. За годы работы в Белгороде Р. Нигаматуллин поднял исполнительский уровень коллектива, вывел его в число известных, признанных и востребованных оркестров. Свидетельство тому – активная гастрольная жизнь. Оркестр побывал в разных городах России, концертировал в Украине, Франции, Швейцарии, Китае.
Больше всего меня порадовали та тщательность, с какой дирижер и оркестр работали над произведениями, обстоятельно отделывая каждую деталь, доводя исполнение до совершенного, соответствующего авторскому замыслу облика. Я думаю, о такой степени проникновения композиторы (а два из них находились в зале) могут лишь мечтать. Казалось бы, по-другому и нельзя относиться к интерпретации еще неизвестной музыки. Но, увы, современная практика в большинстве своем далека от подобного отношения. Сочинения композиторов, ныне живущих и не попавших в разряд классиков, чаще всего разучиваются наспех, с изрядной долей небрежности, исполнение ограничивается воспроизведением абриса произведения. Как бы, само собой разумеется, что уже то, что дирижер берется за исполнение партитуры, должно вызывать у авторов благодарные чувства.
Нигаматуллин в этом плане – нетипичный случай: он проявляет к новой музыке высочайшую ответственность. Это сказывается в безукоризненном качестве звучания оркестра, продуманности исполнительского плана, выстроенности формы, но что особенно ценно – в выявлении индивидуальных черт музыки каждого композитора, тонком и точном слышании авторского стиля, искусстве музыкального перевоплощения.
Каждый концерт дирижер Нигаматуллин и его оркестр стараются превратить в событие…»
Доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ,
председатель Ростовской организации Союза композиторов России,
действительный член (академик) Российской Академии Естествознания 
А.М. Цукер
(Ростов-на-Дону)

 

Отзывы Э.Н. Артемьева, А.К. Батурина (по ссылке)

Отзывы постоянных слушателей академических концертов симфонической музыки:
«…А если брать “прослушивания на концерте”, то просто изумительно играл у нас в Харькове Рашит Нигаматуллин… Помню, как в 1998 году на закрытии первого фестиваля “Рахманинов и украинская культура” я впервые услышал 2-ю симфонию Сергея Васильевича… Финал можно было просто НЕ ИГРАТЬ… после 3-й части народ устроил 10 минутные овации… А лично я слез сдержать не смог – так всё там было безупречно сыграно… Ну, а после фестиваля под его управлением я слушал все остальные симфонии Рахманинова.  Его, как дирижера, пока что никто не превзошел!»
Постоянный слушатель
академических концертов (Харьков)

«Обычно меня мои родные спрашивают после концерта: “ЧТО сегодня исполняли?” А после выступления Белгородского оркестра 25.09.2012 я бы поставила вопрос по-другому: не ЧТО, а КАК исполняли? Я являюсь частым гостем симфонических концертов, но этот коллектив меня поразил своим особым отношением к исполнению, музыка у них была “живая”, а какое у них необыкновенное pianissimо,- я слушала, стараясь не дышать… Такого единения между дирижером и исполнителями мне не доводилось раньше наблюдать (не в обиду будет сказано другим гостям фестиваля и нашему филармоническому оркестру, который я очень и давно люблю). Я и раньше считала симфонический оркестр единым организмом, но Белгородский оркестр – это как будто один огромный инструмент, на котором исполнял музыку Мастер – дирижер Рашит Нигаматуллин, обаятельный и артистичный. Прошу передать оркестрантам и дирижеру мои слова восхищения их мастерством и высоким профессионализмом и благодарности за незабываемые впечатления!»
Второй симфонический форум России, 25 сентября, 2012
Ирина Якубчик (Екатеринбург)

«Присоединяюсь к отзыву Ирины Якубчик – о концерте 25 сентября 2012 года. Это было незабываемо! Белгородский оркестр имеет удивительно чистый строй – это хорошо слышно, это даёт удивительные ощущения. Это определяет качество оркестра, и именно поэтому он воспринимается как единый инструмент! Очень приятно было видеть, что все музыканты максимально готовы к концерту – минимум времени на настройку, собранность, буквально единое дыхание. Исполнение было потрясающим. Сам выбор произведений задал высокую планку. У меня впечатление, что сама мысль и душа каждого композитора воплотилась в звуки оркестров, жесты дирижера – через время и пространство. Большое спасибо филармонии за приглашение такого коллектива в наши стены!»
3 октября, 2012
Kronshnep (Екатеринбург)

«Сегодня включил радио “Орфей” и услышал первые такты 5-й симфонии П.И. Чайковского. Сначала слушал через колонки, после того как услышал как слаженно, вместе и чисто интонационно играют музыканты – переключил звук на наушники. Я не знал какой оркестр выступает и поэтому в течение всей симфонии гадал, откуда оркестр и кто дирижёр? Мне понравилось всё: великолепная струнная группа, замечательная духовая, солисты медных и деревянных духовых групп обладают красивым звуком. Баланс между духовыми и струнными в той пропорции, в которой того требует исполняемая музыка. Очевидна грамотная совместная работа дирижёра и музыкантов, чтобы достигнуть такого звучания, потрудится нужно немало!
Я наслаждался исполнением моего любимого Чайковского и для себя определил, что это оркестр из России и непременно из центра (Москва-Питер). После того, как была исполнена симфония, ведущий объявил, что 5-я симфония Чайковского, прозвучала в исполнении Белгородского симфонического оркестра. После исполнения были слышны аплодисменты, и это говорило, что запись велась с концерта, а не была записана в студии. Это обстоятельство прибавило ещё “веса” оркестру, так как весь нотный материал был исполнен великолепно. Я был очень удивлён, к моему стыду я не знал, что в Белгороде существует симфонический оркестр да ещё такого высокого уровня! К моему удовольствию, сразу же без рекламы радио “Орфей” продолжило трансляцию, и белгородцы исполнили 5-ю симфонию Д. Д. Шостаковича и здесь я получил массу эмоций и “удовольствия”. Первое о чём я подумал, что в России много пишут об упадке культуры, о бедственном материальном положении оперных театров и симфонических оркестров на периферии. Я не знаю, наверное, так и есть? Тогда вдвойне не понятно, как симфонический оркестр в Белгороде, достиг такого высокого исполнительского мастерства?»
8 октября, 2012
Форум тубистов «Басовая братия» 

 

Основной репертуар концертных программ симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра Рашита Нигаматуллина

 

 

 

 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2016        Яндекс.Метрика        Консоль