Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » 28 мая — Воронеж buttons


28 мая — Воронеж

P5281023

Выступление на прославленной сцене Большого концертного зала Воронежской государственной филармонии, богатой своими многолетними традициями классического музыкального искусства, белгородские музыканты ожидали с большим волнением.

К возрождённому из небытия шедевру русской музыки XIX века  – кантате «Stabat Mater» выдающегося русского хорового дирижёра, композитора, музыканта-просветителя Гавриила Якимовича Ломакина отнеслись  с большим вниманием на воронежской земле, о чём свидетельствует нескрываемая заинтересованность руководства Воронежской государственной филармонии в достойной организации и проведении концерта белгородских музыкантов в рамках гастрольного тура.

P5280148

Этому событию придавалось огромное значение в концертной организации: были созданы условия для успешного проведения генеральной репетиции перед концертом, в светлом, с высокими колонами, просторном фойе филармонии была развернута художественная выставка репродукций картин потомков Гавриила Ломакина. Здесь, по уже сложившейся традиции, для многочисленных слушателей, пришедших на концерт, была проведена просветительская лекция о династии Ломакиных  и их выдающемся вкладе в отечественную культуру (прим.  – с лекцией выступила музыковед Белгородской государственной филармонии, председатель Белгородского регионального отделения Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова). Заключительным торжественным моментом стала передача возрождённой партитуры кантаты «Stabat Mater» Г.Я. Ломакина председателю Воронежского отделения Союза композиторов РФ, музыковеду, профессору, лауреату международных конкурсов Ларисе Викторовне Вахтель.

P5280278

P5280199

 

Интерес к просветительской творческой акции Белгородской государственной филармонии «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» у представительной, академической воронежской публики был огромным! На концерт с участием ведущих коллективов и солистов Белгородской филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина пришла вся воронежская элита! Это представители высших музыкальных и научных кругов Воронежа – профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений города, члены Воронежской композиторской организации Союза композиторов России, авторитетные представители современной музыковедческой мысли, руководители известных концертных творческих коллективов, а так же преданные почитатели русской  музыки – постоянные слушатели филармонических концертов и пытливая студенческая молодёжь.

 

Для всех присутствующих в зале выступление белгородских музыкантов стало настоящей сенсацией! Высочайший столичный уровень симфонического оркестра, самобытный выдающийся талант дирижёра Рашита Нигаматуллина буквально с первых тактов звучания музыки был сразу же отмечен воронежскими слушателями –  истинными ценителями мировой музыкальной классики. Искушённая выступлениями выдающихся музыкантов воронежская публика с восторгом  аплодировала после каждого исполненного произведения.

воронеж

Все были покорены выступлением солиста – лауреата международных конкурсов Павла Милюкова – в его руках скрипка великого итальянского мастера ХVII века Антонио Страдивари звучала божественно! Знаменитый Скрипичный концерт П.И. Чайковского, являющийся обязательным для исполнения на Международном конкурсе, в неповторимой интерпретации маэстро и блестящем исполнении солиста вызвал бурю восторга у публики! Со сцены звучал настоящий Чайковский! У многих сложилось впечатление, что будто бы сам композитор поведал дирижёру музыкальные тайны своего гениального творения!

P5280406

P5280380

P5280795

Значительным, уникальным музыкальным событием этого вечера явилось монументальное исполнение на воронежской сцене возрождённого шедевра русской музыки – кантаты «Stabat Mater» Г.Я. Ломакина! Её высокая художественная и духовно-нравственная ценность как памятника русского музыкального искусства XIX века во всей полноте проявилась в глубоком, всеобъемлющем самобытном прочтении Рашита Нигаматуллина. Огромная предварительная исследовательская работа дирижёра-интерпретатора над партитурой, глубокое понимание композиторского стиля, исторической эпохи в период создания произведения, всесторонний анализ тесной взаимосвязи стилистических особенностей западно-европейской и древне-русской певческой традиций привели к созданию своего неповторимого художественного образа, в полной мере воплотившегося в звучании этого масштабного вокально-симфонического полотна.

P5280886

P5280921

Академический хор (главный дирижёр – Елена Алексеева) своим проникновенным, выразительным звучанием покорил сердца слушателей! Высокий уровень исполнительского мастерства хористов, тембровая красота певческих голосов, чуткое взаимодействие с дирижёром и оркестром были выше всяких похвал! Покорила слушателей и выразительная скорбная ария IV части кантаты в исполнении лауреата международных конкурсов Оксаны Никитиной (меццо-сопрано), которая прозвучала с внутренним глубоким проникновением в образ страдающей Богородицы у распятого Божественного Сына, как непрестанный плач Её души.

P5280847

Триумфальное выступление артистов Белгородской государственной филармонии завершилось величественным прославлением могущества русского духа, славной летописи героического прошлого нашего народа исполнением финального хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки!

Бурными, несмолкающими продолжительными аплодисментами восторженные воронежские слушатели искренне благодарили белгородских музыкантов, не скрывая своих эмоций!

P5280992

P5281020

Отзывы публики после I отделения концерта:

«Мне очень понравилось, очень! В восторге, потому что мы любим музыку и такое исполнение прекрасное! Очень здорово, и хороший у вас дирижёр – такой ловкий, техника хорошая и такой добрый, оркестр его слушается – это видно и как его любят, и как уважают! Просто удовольствие слушать! Видите, как народ принимает – это очень здорово, это большой праздник! Спасибо вам огромное!»

«Молодцы, очень хороший концерт, замечательно! И такой видно коллектив – сложившийся. Спасибо Вам большое! Приезжайте ещё!»

Шипулина Татьяна Александровна – композитор, член Союза композиторов России, член Воронежской организации Союза композиторов России, дирижёр, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, заслуженный деятель искусств Воронежской области:

«Очень оркестр понравился и дирижёр тоже. Скажите, пожалуйста, а дирижёр из Москвы? Он ближе как-то к Питеру по своей манере. Он давно у вас в Белгороде? (прим. – ответная информация о многогранной деятельности главного дирижёра Рашита Нигаматуллина, об обширном репертуаре коллектива, в котором отражены крупномасштабные произведения Густава Малера, Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича и других). Потрясающе! Молодцы! Главное – такая любовь оркестра к нему! Это чувствуется и это видно невооружённым взглядом! Замечательный, очень хороший оркестр!»

«Замечательно, мне показалось, что оркестр такой сочный, мягкий»

Мингалёв Евгений Николаевич – заслуженный артист Воронежской области, доцент, преподаватель  кафедры оркестрового дирижирования Воронежского государственного института искусств:

«Прекрасный оркестр, молодцы! Динамика очень разнообразная, молодцы! Хороший очень оркестр и разнопланово играет, очень интересное сопоставление групп, только положительные отзывы! Приятно слышать коллег белгородских, тем более со многими работали вместе. Интересно было послушать. И рассадка интересная – мы сидим немножко по-другому. Только удачи, оркестру, успехов, процветания! Он сделал большую эволюцию. Я просто могу сказать, что лет 15 назад, я слышал этот оркестр и сейчас – видно, что коллектив развивается, видно, что он в нормальных, правильных руках. Я, думаю, что всё будет хорошо у коллектива, он не брошен – это прекрасно слышно! Вообще, видно, что музыканты с желанием играют, несмотря на то, что десятый концерт! Я думаю, что мы были бы уже поникшие все – это тяжело всё время на колёсах (прим. – гастрольный тур белгородских артистов на автобусах). Вы молодцы, молодцы, удачи!»

Яркина Любовь Васильевна кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета:

«Впечатление высочайшего уровня – просто покорил солист (прим. – Павел Милюков) своей виртуозностью, своей музыкальностью, своей искренностью. Огромное впечатление оставил дирижёр, который просто жил в этот момент. Он не только управлял, он просто вместе с музыкантами исполнял это произведение. Это, естественно и зал почувствовал. Подкупает то, что как отзывался оркестр на это управление его, что они были, действительно, таким единым коллективом, единым ансамблем, которые несли эту художественную информацию публике. Оркестр – молодцы, сразу чувствуются профессионалы, которые работают не под жёстким управлением, они именно музицируют, они это делают с удовольствием! Поэтому впечатление самое наилучшее!»

Березкина Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета:

«Моя коллега уже, в принципе, всё сказала – я целиком и полностью присоединяюсь, мне очень понравилось звучание оркестра! Очень понравилось, как они реагируют на руку дирижёра. Очень понравился их ансамбль, динамика, утончённость исполнения, фразировка. Настолько всё тонко, настолько всё музыкально! Дирижёра слушаются, такое чувство, что малейший мускул они читают и делают то, что он просит от них. Поэтому у меня пока очень хорошее впечатление. Будет интересно послушать, как хор звучит, мне, как хоровику, интересно хор послушать (прим. – во II отделении концерта). Спасибо!»

Яркин Борис Дмитриевич – композитор, член Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования, зав. кафедрой хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, Лауреат международных конкурсов:

 «Всё очень понравилось – очень слаженный оркестр, музыкальный, дышащий! То есть, это ощущение динамики crescendо и diminuendo профессионально, это вырабатывается в оркестре в процессе репетиционной работы – абсолютно на концерте всё слышно, всё видно, всё чувствуется. Очень понравилась именно эта чёткость, слаженность, интонационная чистота. И, естественно, когда чистые гармонии –  и у нас эмоции чистые, мы не слышим фальши, дышим вместе с вами сидим, хлопаем, кричим «Браво!». Очень понравилось! Поздравляем вас! Здорово!»

Отзывы слушателей после II отделения концерта:

«С ораторией (прим. – кантатой «Stabat Mater» Г.Я. Ломакина) надо ехать в Московскую консерваторию или в зал Чайковского! Я слушал хоры в Москве, в консерватории – это было бы новое открытие! Молодцы! Из Белгорода приезжайте к нам ещё!»

Вахтель Лариса Викторовна – музыковед, член Союза композиторов России, председатель Воронежского отделения Союза композиторов РФ, профессор, преподаватель кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета, Лауреат международных конкурсов:

«Я скажу несколько слов о дирижёре. Удивительное насыщение, вот это проживание, интенсивность проживания музыкального развития, которой он переполнен и которую он передаёт оркестрантам. Удивительная точность и выразительность жеста, артистизм. И интересно, что, мне кажется, очень достойно отдельного внимания его сценическое поведение! То есть – это отдельно выписанная сценическая партитура, причём каждое произведение – это свой стиль! Мне очень понравилось в исполнении сегодняшних разных произведений стилистически именно выявление, воссоздание вот того стилевого пространства, которое им свойственно. Это крайне редко бывает! Бывает очень здорово играют, но сегодня – и в Концерте Чайковского, и, кстати, у солиста и у оркестра, поддерживающего вот эту интерпретацию, мне показалось, что это был какой-то настоящий Чайковский! Очень самобытно, очень! И, главное, мы знаем выдающееся исполнение, но в этом было что-то такое, мне кажется, как задумывал сам композитор! Вот что-то такое, даже в некотором смысле неправильное, но проживание очень близкое! И мне кажется в этом ценность интерпретации и музыкального искусства!

     Что касается Ломакина – просто нет слов, потому что это шедевр, который вы нам привезли! И огромное спасибо, конечно! Ему бы звучать по всему миру! И  это, действительно, жемчужина в ряду сочинений этого жанра и оно, конечно, не то, что не уступает, но оно занимает своё место.

     Особая история – это работа дирижёра в хоровом произведении, когда есть  оркестр и хор. Это такое точное, правильное о том, как это должно быть! Просто мастерски! Мне кажется, зал с таким мировым именем этот концерт примет – просто по уровню впишется! Я скажу честно, я даже не ожидала! У меня всегда о Белгороде и о музыкантах белгородских такое впечатление, которое остаётся и которое меня всегда удивляет!  Потому что вдруг, мы как будто бы рядом, но уровень, который я бы сказала в чём-то воронежцев даже выше! Но, удивительно как это сегодня и программа, безусловно, подобрана! Хочу сказать, что это замечательный проект и Ломакин в этом просто открытие! Так что спасибо огромное! Удачи и композиторской организации, и филармонии, и, конечно, новых таких проектов, поддержанных государством!

     Это просто уникальное явление! И я хочу обратить внимание на то, как публика принимала сегодня не только солиста! Обычно, на долю солиста приходится основная часть, да? Но и оркестра и дирижёра! И это было оценено с первых нот, и по реакции зала после первого отделения Концерта Чайковского! Дорогого стоит! Поэтому, удачи, спасибо!»

«Просто замечательно! Просто блеск!»

 «Я хотела сказать, что при всей вот этой лёгкости в концерте, чувствуется какая волевая натура дирижёра! Чувствуется такая школа, выучка оркестра, высочайшая ответственность со стороны музыкантов, и эту традицию заложил именно дирижёр (прим. – главный дирижёр Рашит Нигаматуллин). Мне, кажется, они приходят на репетицию и должны быть полностью готовы к тому, чтобы работать над произведением. Очень покорил Глинка – такая фактура звучащая, кажется со всех инструментов – то один поиграет, то другой – всё воздушно, всё прозрачно так, замечательно! И, конечно, очень отрадно, что незнакомая музыка звучала Ломакина. Обычно у всех на слуху Перголези, но, сравнивая, есть, конечно, влияние – секундовое разрешение, вступление голосов. Это следование традиции. Но, то, что Ломакин хоровой дирижёр, хоровой композитор – это чувствуется. У Перголези, по-моему, там только три хоровых номера, остальные – дуэтики, солисты. А здесь постоянно хор, хор звучит. И, конечно, какое управление! Какая динамика, как они гибки – огромный коллектив на сцене – чуть дали, чуть убрали, кульминацию вывел, увёл на самое piano! То есть, конечно,  мастерство, мастерство, конечно, покоряет! По-моему замечательный коллектив, очень рада, что услышала! Желаю вам больших успехов, чтобы была возможность не только выступать в провинциальных городах, типа Воронеж, но и могли показать своё мастерство и на более престижных сценах! Поэтому желаю вам всем здоровья и удачи!»

Яркин Борис Дмитриевич – композитор, член Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования, зав. кафедрой хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, Лауреат международных конкурсов:

«Видение дирижёра абсолютно чёткое! Сам он в этой музыке живёт, даже  как бы то немножко отстраняется, а сам он её слышит и видит. И  оркестр очень гибко играет за ним, выполняя все штрихи, которые он показывает. И вот это вот общее эмоциональное возбуждение, отношение состояний – прямо таки срастается музыка, нет разношёрстности никакой, ничего не ощущается. Вообще, потрясает! Я даже с восхищением некоторым, с завистью, если хотите, говорю, что в Белгороде – великолепный оркестр, такой великолепный хор! Очень концерт понравился! Да, солиста, надо сразу отметить – очень хороший! Игра солиста внятная, чёткая, всё интонационно выверенное, экспрессивное! Настолько всё хорошо было сделано в плане трактовки, интерпретации – всё на место поставлено! Понравилось ваше меццо-сопрано (прим. – солистка Белгородской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов Оксана Никитина). Все участники сегодня хороши! Нам всё очень понравилось! Мы вас поздравляем с такими коллективами, которые у вас есть!

     Я припоминаю, я у вас был в 2001 году на I Международном хоровом конкурсе имени С.А. Дегтярёва и Г.Я. Ломакина. С хором приехал и 1 место я у вас занял. Мне понравилась ваша филармония (прим. – Белгородская государственная филармония), ощущение такое, что ты приходишь в храм! Великолепный дворец – туда хочется ходить! Туда и студентов хочется привезти. Мои студенты, я сегодня много студентов привёл, они просто в восхищении! Все после концерта выходят – глаза горят, и им хочется уже учиться, заниматься после этого!»

Николаенко Ольга Ивановна – заслуженная артистка России, профессор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Воронежского государственного института искусств:

«То, что стало сейчас, конкретно, то, что я сегодня слышала – коллектив вырос настолько, стал настолько профессиональным, что я могу сравнить его с Юрловской капеллой, то есть с величайшими хоровыми коллективами, знаменитейшими, понимаете. То есть, это такая тонкая, такая многогранная работа сделана. И, конечно, ваш оркестр, безусловно, вырос. Я сейчас разговаривала с Вашим дирижёром и выражала своё восхищение!

     Сегодня я услышала новые коллективы, абсолютно, высокопрофессиональные коллективы – на высочайшем уровне! Я очень хочу пожелать белгородскому руководству оценить по достоинству этот труд – это величайший труд! Собрать такие, не в центральном городе, не в столице, собрать такие коллективы, сделать из них уровень высокопрофессиональный – это большая заслуга ваших дирижёров (прим. – главный дирижёр симфонического оркестра Рашит Нигаматуллин и главный дирижёр Академического хора Елена Алексеева)!

     Я горжусь своей выпускницей! Она заканчивает в этом году ассистентуру-стажировку у меня, до этого она училась и заканчивала как студентка. И я вам скажу, что у меня уже выпустились три ассистента-стажёра, но такого великолепного, талантливого человека у меня не было. Так что я очень горжусь Еленой Александровной Алексеевой!». 

 

Елена Латыш-Бирюкова

Фото Натальи Коньшиной





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!