Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Вечная ода Радости buttons


Вечная ода Радости

«Нет ничего более высокого,

чем приблизиться к Божеству

и оттуда распространять

его лучи между людьми».

Людвиг ван Бетховен

2022-10-01_021

1 октября 2022 года в Международный день музыки в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялось исключительное музыкальное событие не только в культурной жизни нашего региона, но и  в области академического музыкального искусства современной России. Под управлением художественного руководителя и главного дирижёра симфонического оркестра, заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина с большим успехом прозвучала Девятая симфония Людвига ван Бетховена – одно из величайших творений в истории мировой музыки.

В исполнении этого грандиозного по своему философскому замыслу и масштабу симфонического полотна приняли участие почти 150 человек. Это крупные концертные коллективы филармонии – симфонический оркестр, Академический хор (главный дирижёр Елена Алексеева); солисты филармонии – лауреаты международных конкурсов Галина Зольникова (сопрано) и Оксана Никитина (меццо-сопрано), приглашённые исполнители – солист Московского театра «Новая опера» Дмитрий Хромов (тенор) и солист Московского театра «Геликон-опера» Артём Гарнов (баритон).

2022-10-01_061

Девятая симфония Бетховена произвела на присутствующих в зале неизгладимое впечатление. Появилось внутреннее ощущение того, что мог чувствовать композитор, преодолевая одиночество и глухоту, создавая главное творение, итог всей своей жизни. Его мысли, раздумья, чаяния. Затаив дыхание все внимательно слушали великую музыку, отрешённые на время её звучания от внешнего мира, чтобы попытаться услышать голос Творца, Его волю, запечатлённые композитором на страницах своей гениальной партитуры.

lyudvig-van-bethoven-kompozitor

В музыке симфонии словно ожили образы евангельских откровений и пророчеств. В первой части перед слушателями открылась величественная картина сотворение мира: от едва заметного мерцающего звучания импульса-всплеска Божественной энергии до драматичного накала битвы сил тьмы с Ангелами Света. В ней и драма Адама, изгнанного из Рая, и обетование о том, что Господь вернёт человечеству радость – радость общения с Богом. В стремительной музыкальной пульсации второй части ощущалась с одной стороны неспокойная, ищущая, полная целеустремлённости душа самого композитора, с другой – пронизывающая Вселенную творческая энергия Всевышнего, которая не давала человеку покоя, находящемуся  в поиске смысла своего бытия. Третья часть – это тихая, сокровенная молитва, разговор человека наедине с Богом, благоговейное созерцание красоты сотворённого Им мира.

2022-10-01_025

По мнению главного дирижёра Рашита Нигаматуллина – это самая сложная и самая важная часть симфонии. «Жизнь человеческая прошла, а с ней – несбывшиеся надежды и желания. Что там внутри ещё осталось? Трепет сердца перед тем, как откроются Райские врата к струнам души. Отсюда – нечеловеческое, неземное звучание, струящийся Свет небесной чистоты

В чертоги Вечной Радости зазвучал призыв Бетховена, обращённый ко всему человечеству, в четвёртой монументальной части симфонии, завершившейся торжественным гимном соборного звучания солистов, хора и оркестра.

Рашит Нигаматуллин вновь подарил публике необыкновенные переживания своим неизменным стремлением к высочайшему качеству исполнения, что является одной из главных черт его яркой индивидуальности и незаурядной творческой личности. Его дирижёрская трактовка Девятой симфонии своей мощью и глубиной воплощения во многом близка к искусству выдающегося дирижёра конца ХХ века Клаудио Аббадо: идеальное чувство формы и драматургии, совершенство звучания, максимальное погружение в мир автора.

Исполнение симфонии заворожило слушателей  и волшебством рождения звука, и живым дыханием музыкальной материи, и умением вслушиваться в тишину, благодаря особенному утончённому восприятию дирижёра бетховенской музыки. Поразила ясность и прозрачность фактуры – многослойной по строению, зачастую насыщенной сложным полифоническим развитием. Совершенно изумительной была персонификация тембров оркестровой ткани продуманностью штриха и нюансировки, выразительностью звучания отдельных голосов и групп симфонического оркестра – особенно в драматических монологах, стремительных фугато и  умиротворённой, словно освещённой «горним светом», музыке молитвы.

2022-10-01_052

Концерт завершился продолжительными восторженными овациями слушателей. Публика стоя аплодировала маэстро и симфоническому оркестру за яркое воплощение гениальной музыки немецкого классика. Она искренне благодарила участвующих в исполнении четвёртой части симфонии («Ода к радости» по прочтению оды Фридриха Шиллера) артистов Академического хора и его руководителя Елену Алексееву, солистов-вокалистов.

После концерта слушатели поделились своими впечатлениями:

«Я считаю, что Белгородской филармонии очень повезло, потому что во главе симфонического оркестра стоит просто потрясающий дирижёр Рашит Нигаматуллин! У оркестра все партии очень гармоничны, такое равновесие, такой баланс, логично выстроены кульминации. Дирижёр прекрасно чувствует музыкальную форму, он раскрылся в симфонии в полном своём мастерстве.

     Я полагаю, что это очень достойное было открытие – во всех смыслах! Я очень рад за довольно высокий уровень исполнительства, не только оркестра. Замечательно прозвучал хор, во главе которого руководитель Елена Алексеева, выступили солисты. Надо обязательно обратить внимание на публику. Вы посмотрите, какая публика выходит из зала: с повышенным тонусом возбуждения, связанного именно с чувством всеобщей радости. Все уходят после концерта окрылённые! Я считаю, что такой концерт способствует очищению душ, раскрывает, именно, любовь к ближнему, доброту, всё светлое, всё лучшее, что есть в человеке!

     Я даже сегодня видел студентов нашего института искусств и культуры. Меня это лично очень порадовало – за молодыми будущее и то, что они ходят на концерты, это говорит, прежде всего, о высоком уровне исполнительских сил и высоком организационном уровне руководства филармонии.

    Я всем желаю больших исполнительских и творческих успехов! И, как говорится: «Быть добру и мирному небу на земле!»

Заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры теории музыки  и вокально-хорового искусства БГИИК Виктор Степанович Мужчиль

 

     «Впечатления от концерта самые эмоциональные, самые восторженные, потому что такая мощь и сила, и вместе с тем, торжество такой нежности, такой хрупкости! Вы знаете, тяжёлая ведь музыка, казалось бы, а не устаешь слушать, потому что это удивительно тонко сделано! Я ещё хочу несколько слов добавить о хоре – это такое потрясающее звучание, один голос, мощный, красивый, тонкий! Я не знаю, как можно создать такое единое созвучие в многоголосии, такую силу, широту, и одновременно нежность. Поэтому я поражена услышанным – это истинное торжество Музыки!»

Заслуженная артистка РФ,  актриса Белгородского государственного  академического драматического  театра имени М.С. Щепкина Ирина Залмановна Драпкина

 

«Это было потрясающе! Музыка будоражила, слушая её, я мысленно посетила те места, которые бы я никогда не посетила в реальной жизни!»                                                                           

«Просто в восторге! Рашит Нигаматуллин – это вообще радость жизни! Не только музыка, но и каждая пауза им прожита и прочувствована

Любители классической музыки

 

«Прежде всего, поздравляю всех с Международным днём музыки! Мне кажется, что в зале было настоящее единение и музыкантов, и слушателей! Это всё объединилось в общее впечатление, в общие эмоции. Особенно поразила четвёртая часть «Ода к радости» – замечательное произведение, которое я слушала с 12 лет. Девятая симфония Бетховена моё любимое произведение, слушая эту музыку сегодня в зале, я вновь пережила колоссальные эмоции от этого монументального произведения композитора!»

Преподаватель Валуйской ДШИ №2  Виктория Ланина

 

Совсем скоро в 2024 году исполнится ровно 200 лет  со дня премьерного исполнения Девятой симфонии Бетховена, состоявшегося 7 мая 1824 года в венском театре «У Каринтийских ворот». Пройдёт ещё не одно столетие, и снова бессмертное творение композитора, как духовное послание ко всему человечеству, будет нести свою благую евангельскую весть о том, что Господь вернёт человечеству радость –  Вечную Радость общения с Богом!

 

ЗАПИСЬ ТРАНСЛЯЦИИ КОНЦЕРТА

 

Елена Латыш-Бирюкова

Фото Антона Черева





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!