Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Искусство доступности buttons


Искусство доступности

M-AMBQ1-d6w

«Пушкинская карта» сделала культурный отдых популярным у молодежи и в сельской местности.

«Пушкинская карта» — проект по привлечению молодых людей в музеи, филармонии и театры — к концу 2022 года поставила рекорд. Ее оформили более 7 млн человек — каждый второй россиянин в возрасте от 14 до 22 лет. А еще один проект ведомства, нацпроект «Культура», занял первое место по итогам года среди федеральных «коллег». Как обе программы делают искусство доступнее — в материале Ъ.

Проект «Пушкинская карта» реализуется Минкультуры, Минцифры и Почта Банком и был запущен по инициативе президента страны 31 августа 2021 года. По сути, это дебетовая карта, оформить которую могут все граждане России в возрасте от 14 до 22 лет. Сделать это можно через аккаунт на «Госуслугах», а выбрать понравившееся мероприятие — например, на портале «PRO.Культура.РФ». На карте уже лежат 5 тыс. руб., которые в течение года можно потратить на билеты в театры, музеи, концертные залы, кинотеатры и другие культурные учреждения, участвующие в программе.

За 2022 год проект достиг впечатляющих результатов: к нему присоединилось более 9,5 тыс. организаций культуры. «Уверенными пользователями ПК» можно назвать каждого второго молодого человека — ее оформили порядка 7 млн человек. По статистике Минкультуры, ребята в возрасте от 14 до 16 лет предпочитали оплачивать с помощью карты экскурсии, познавательные лекции и мастер-классы, а также вход на концерты. А вот ребята постарше преимущественно использовали ее для покупки билетов на концерты, спектакли и выставки. Обе категории пользователей также активно ходили по карте в кино — на эти цели с баланса можно потратить до 2 тыс. руб. К проекту подключены 2,2 тыс. кинотеатров во всех регионах страны (из 2,6 тыс. работающих), треть из них — в сельской местности.

Как говорит директор Белгородской филармонии Светлана Боруха, проект спас учреждение от ковидного затишья.

«Он стал своевременным стимулом: летом 2021 года все филармоническое сообщество обсуждало падение спроса на академическую музыку и искало способы возврата своей традиционной публики в концертные залы после почти полутора лет пандемических ограничений»,— говорит она.

Карта дала возможность привести в филармонию молодежь. И даже более того, учреждение столкнулось с тем, что билеты на органные концерты полностью выкупали школьники и студенты, поэтому приходилось их повторять, чтобы фугами Баха могли насладиться и слушатели постарше. По словам директора, «Пушкинская карта» дала возможность посещать концерты ребятам со всей области, а специальные программы вроде молодежного фестиваля искусств «Этажи», фестиваль «Наука-джаз» стали доступнее.

Один из крупнейших и известнейших в стране Театр-Театр (Пермь), отметивший в этом году 95-летие, совместно с министерством образования и науки Пермского края разработал проект для владельцев «Пушкинских карт». Организованные группы учащихся из малых городов, сел и деревень приезжают на дневные спектакли по будням и даже получают в дорогу перекус. Как объясняет исполнительный директор театра Егор Мухин, показы организуются днем, чтобы школьникам было комфортно преодолеть путь обратно, а театр мог пригласить зрителей еще и на вечерний спектакль.

«Важно отметить, что цена билета по “Пушкинской карте” даже на масштабные мюзиклы составляет всего 1 тыс. руб. и включает в себя перекус в дорогу. Министерство образования предоставляет бесплатный транспорт до театра и обратно. У нас уже побывали группы из Гамово, Звездного, Нытвы, Куеды, Кондратово и других. За год по “Пушкинской карте” нас посетило более 40 тыс. зрителей»,— делится он.

Но это не единственный формат работы театра, предполагающий использование карты. Артисты Театра-Театра также сами выезжают в отдаленные районы Пермского края с гастролями и выступают в актовых залах школ или в домах культуры. Для таких случаев в репертуар специально ввели несколько спектаклей в формате сторителлинга, основанных на произведениях школьной программы. Билеты на эти спектакли также можно купить по «Пушкинской карте», их стоимость 500 руб. По словам Егора Мухина, дорога в отдельные населенные пункты может занимать по шесть-восемь часов, поэтому труппа старается охватить несколько территорий за один выезд. Стратегическое партнерство Театра-Театра и министерства образования позволяет многим школьникам впервые познакомиться с театральным искусством и впервые посетить театр всем классом.

В Ямало-Ненецком автономном округе собрать всех ребят в конкретном городе на конкретное мероприятие еще сложнее.

«Если народ не идет к искусству, то искусство идет в народ»,— решили в регионе и сделали одной из своих «карточных» особенностей гастроли в труднодоступные районы округа. Например, с успехом проходят выступления местной молодой популярной артистки Нади Сэротэтто, которая уже побывала с концертами в городах Тарко-Сале и Надым, поселках Тазовский и Уренгой. Примечательно, что ее менеджер 19-летняя Елизавета Иванова и сама активно пользуется «Пушкинской картой». «Она выручит, например, когда денег с собой нет, а внезапно захотелось сходить в кино или на спектакль»,— отмечает Елизавета.

Тур Нади стал первым большим проектом Елизаветы Ивановой: «Когда мы только отправились в путь, было страшно, вдруг что-то пойдет не так. Но в итоге нас везде тепло и с радостью встречали». По мнению менеджера, для них было важно показать старшеклассникам и студентам, что национальная культура и национальные артисты так же интересны, как и «конвенциональные» поп-исполнители.

Акцент на национальной культуре сделали и в Дагестане. Филиал мультимедийного исторического парка «Россия — Моя история» в Махачкале специально для «Пушкинской карты» организовал серию мероприятий «Абонемент в историю» и сделал так, что в определенные дни на автобусах из сельских школ централизованные группы приезжали в Махачкалу на эти экскурсии.

Кроме того, среди экспозиций мультимедийного парка в Москве есть выставка «Мой Дагестан», на которой регулярно проводятся показы классического кино, в том числе дагестанского. Кинопоказы, квесты, квизы, брейн-ринги и другие тематические мероприятия доступны для владельцев «Абонемента в историю» — ноу-хау парка специально для «Пушкинской карты».

«В этом году у нас стали проводить лекции для молодых людей по истории и обществознанию, которые пользуются невероятной популярностью,— рассказывает директор парка Тимур Велиханов.— В какой-то момент дошло до того, что молодежь стала опаздывать на мероприятия, настолько большой была очередь за билетами и на их проверку. Помогла “Пушкинская карта”. Она не только значительно ускорила процесс прохождения слушателей, но и сделала сами лекции по карману каждому студенту».

Стоимость лекции без карты — 200–300 руб. «Мы понимали, что для тех, кто регулярно посещает эти мероприятия, 5 тыс. руб. надолго не хватит, и придумали для них специальный абонемент»,— продолжает Тимур Велиханов.

Сделать искусство доступнее, особенно для жителей отдаленных регионов,— ключевая задача не только «Пушкинской карты», но и нацпроекта «Культура», который стартовал еще в 2019 году. В рамках национального проекта происходят строительство, ремонт и модернизация различных учреждений культуры, обучение и повышение квалификации специалистов в сфере культуры и перевод в онлайн книг, фильмов и музыки, создание виртуальных концертных залов и музеев. К слову, сходить на виртуальный концерт можно в том числе по «Пушкинской карте».

Как сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова, в этом году нацпроект подстроился под изменившиеся реалии, что позволило не сбавлять темпов его реализации. Чтобы избежать вызванных санкциями логистических трудностей, было решено заместить музыкальные инструменты и мультимедийное оборудование там, где это возможно, отечественными аналогами. Более 70% инструментов, поставляемых сейчас в детские школы искусств и училища, произведены в России. В частности, в детские музыкальные школы начали поставлять рояли «Михаил Глинка», сделанные в Санкт-Петербурге. А всего с 2019 года в детские школы искусств и училища было поставлено более 43 тыс. инструментов, в том числе редких народных. Так, в Карачаево-Черкесской республике дети теперь могут играть на национальной хроматической гармонике, в Карелии — на гуслях кантеле, в Башкортостане преподаватели будут учить игре на флейте курай, струнном смычковом инструменте кобыз или струнном щипковом инструменте думбыра.

Кроме того, прорабатываются возможности импортозамещения оборудования и строительных материалов. Для того чтобы в срок завершить текущие проекты, подрядчики меняют технику на альтернативную, схожую по характеристикам. Всего за четыре года в рамках нацпроекта в России реконструировано, капитально отремонтировано и построено более 1250 домов культуры в сельской местности, 620 зданий детских школ искусств, более 30 театров юного зрителя. С 2019 года появилось 850 модельных библиотек и 389 автоклубов, новое оборудование поставлено в 1226 учебных заведений, 485 кинозалов и 117 муниципальных музеев. Кроме того, за четыре года свою квалификацию повысили 120 тыс. творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Благодаря федеральному проекту «Цифровая культура» было создано 320 виртуальных концертных залов, 306 мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности, оцифровано более 32 тыс. книжных памятников. Онлайн можно, например, посмотреть кинематографические шедевры из архива, узнать больше о заинтересовавшем экспонате с выставки и даже изучить сольфеджио или музыкальную литературу. Причем издательство не только открыло виртуальный доступ к нотам, но и снабдило их обучающими слайдами, интерактивными заданиями и тестами по теоретическим дисциплинам.

По словам Ольги Любимовой, активность регионов в реализации нацпроекта позволила ему оказаться в числе лидеров по кассовому исполнению и уровню достижения результатов среди всех нацпроектов. Общий объем распределенных субсидий субъектам в рамках нацпроекта в 2022 году составил более 20,5 млрд руб.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!