Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Слово о Боге, человеке и Мироздании в Четвёртой симфонии А. Брукнера buttons


Слово о Боге, человеке и Мироздании в Четвёртой симфонии А. Брукнера

 

IMG_0523

23 октября 2024 года в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии произошло одно из исключительных музыкальных событий в области высокого академического искусства России. Впервые в Белгороде в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина прозвучала музыка выдающегося австрийского композитора и органиста, одного из крупнейших симфонистов второй половины XIX века Антона Брукнера – монументальная Четвёртая («Романтическая») симфония, премьера которой приурочена к 200-летию со дня рождения композитора и 150-летию с момента написания произведения.

В тот знаменательный вечер вспомнились слова о композиторе известного музыковеда, театрального и музыкального критика ХХ века И.И. Соллертинского о том, что «Брукнер – это Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трёх частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской «тристановской» гармонии». Со сцены вдохновенно, с огромной силой драматической экспрессии звучала музыка наследника традиций великих мастеров прошлого, поражая слушателей своим величием и пантеистическим преклонением перед Создателем Божьего мира.

Полем для незримого духовного диалога о Боге, человеке и Мироздании между композитором и дирижёром-интерпретатором стали четыре масштабные «фрески» симфонии. Эта встреча на расстоянии двух столетий стала поистине промыслительной.

Брукнер, непонятый своими современниками, постоянно униженный язвительными насмешками коллег-музыкантов, переживший неоднократный отказ знаменитого оркестра Венской филармонии исполнить его симфонические опусы по причине их «дикости и неуклюжести», смиренно неся свой крест, создал свою неповторимую, одухотворённую музыкальную Вселенную, значительно опередив время. Девять монументальных симфоний как девять шагов к бессмертию, он завещал новым поколениям музыкантов и слушателей, поместив за четыре года до своей смерти рукописи в Венскую придворную библиотеку с надписью «Для будущего».

Каждая симфония композитора-провидца – это симфоническая проповедь, божественное откровение в звуках, которые возможно уловить только высшими вибрациями в благодатном соединении духовного мышления и искреннего сердца. Именно такой путь, близкий мировосприятию композитора, избрал в своём философско-концептуальном и художественном прочтении Четвёртой симфонии Рашит Нигаматуллин. Поразительное таинство рождения «живой» звучащей материи музыки Брукнера в исполнении дирижёра и оркестра всецело приковало внимание слушателей от первой до последней ноты. В зале стояла трепетная тишина, словно сам композитор вёл откровенный разговор о вечном со слушателями, пришедшими на концерт, чтобы впервые услышать столь редко исполняемую музыку Брукнера.

IMG_0257

Весьма насыщенная, невероятно технически сложная для исполнения партитура симфонии, требующая предварительной вдумчивой, напряжённой репетиционной работы, максимальной концентрации сил и внимания, мастерства, эмоциональной отдачи от каждого артиста оркестра, глубокого внутреннего понимания и осмысления идеи произведения, прозвучала под управлением Рашита Нигаматуллина очень убедительно, масштабно и впечатляюще, став поистине уникальным явлением в культурной жизни региона, настоящим культурным достоянием современного музыкального академического искусства России.

Автор текста Елена Латыш-Бирюкова
Материал размещен на портале “Музыка России”





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2024                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!