Ярким запоминающимся событием стал V конкурс композиторов и исполнителей на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства, объявленный Правительством Белгородской области в 2024 году. На конкурс было подано 114 заявок из 33 регионов России, Республики Беларусь (Минск), Республики Узбекистан (Нукус) и Сербии. В конкурсных испытаниях приняли участие 76 композиторов и 38 исполнителей из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Гродно, Белгорода, Донецка, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Костромы, других культурных центров России и ближнего зарубежья, в том числе были заявлены участники из 8 районов Белгородской области.
Большую работу по отбору лучших конкурсных работ провели члены авторитетного жюри конкурса. Сочинения для оркестра, вокальные и хоровые произведения композиторов-конкурсантов оценивали: Андрей Константинович Батурин – председатель жюри конкурса композиторов, Президент Союза композиторов Евразии, руководитель проекта Международный фестиваль-конкурс национальной патриотической песни «Красная Гвоздика» им. И. Д. Кобзона, член Правления Гильдии композиторов Союза кинематографистов РФ; Антон Валерьевич Танонов – председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова; Евгений Алексеевич Алешников – художественный руководитель Белгородской государственной филармонии, заслуженный работник культуры РФ, президент Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов, профессор кафедры народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры.
Исполнительское искусство конкурсантов – вокалистов (академическое, народное, эстрадное пение) и солистов-инструменталистов оценивали Борис Михайлович Егоров – председатель жюри конкурса исполнителей, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных; Игорь Михайлович Тонин – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица», заслуженный артист РФ; Светлана Евгеньевна Ломоносова – солистка Белгородской государственной филармонии, заслуженная артистка РФ.
Финал конкурса на соискание премии «Прохоровское поле», торжественная церемония награждения и Гала-концерт победителей состоялись 3-4 декабря 2024 года в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии. В исполнении сочинений композиторов-финалистов приняли участие симфонический оркестр (дирижёр Владимир Заводиленко), Белгородский академический русский оркестр (главный дирижёр Евгений Алешников), Академический хор (главный дирижёр Елена Алексеева), солисты – лауреаты международных конкурсов Александр Сахарчук (баян), Вера Раделицкая (малая домра), Иван Белыш (эстрадный вокал), автор-исполнитель Алексей Тихонов и юная вокалистка Софья Хомякова.
Лауреатами конкурса стали композиторы: Андрей Демьяненко (Минск) в номинации «произведения для оркестра» – Концерт для домры и оркестра русских народных инструментов, Вячеслав Зуев (Екатеринбург) в номинации «светские и духовные сочинения для академического и камерного хора» – Хоровой концерт и Пять хоров на слова русских поэтов для смешанного хора a`cappella, Михаил Хохлов (Донецк) в номинации «вокальные сочинения» – песня «Россия – Родина моя».
Лауреатами конкурса стали исполнители: Ольга Арсеньева (Белгород) в номинации «Инструментальное исполнительство», Мария Яркова (Пермь) в номинации «Вокальное исполнительство (академическое и народное)», Арина Джувага (Белгород) в номинации «Вокальное исполнительство (эстрадное)».
Своими впечатлениями о V конкурсе композиторов и исполнителей на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства поделились
Андрей Константинович Батурин – председатель жюри конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства (композиторы):
«Это очень важный конкурс, к которому мы уже прикипели, приросли, без которого мы не видим смысла своего существования. С учётом музыкальности региона, с учётом всех сил, которые задействованы на поприще искусств – это филармония, филармонические коллективы, замечательные солисты, прекрасные инструменталисты. Это замечательные композиторы, которые трудятся на благо великого русского музыкального искусства. Поэтому уже который раз мы с Борисом Михайловичем (Б.М. Егоров, профессор РАМ имени Гнесиных – прим.) принимаем участие в этом конкурсе, слушаем прекрасную музыку, судим её, к сожалению, в конкурсе иначе невозможно. Мы уверены, что именно эта сила Прохоровского поля, которая помогла нам победить в Великой Отечественной войне и одержать ту самую Победу в Великой битве, питает всех композиторов и музыкантов, которых ежегодно становится всё больше и больше. На конкурс приходит очень много заявок хорошей музыки, не пустой, а цельной, душевной, патриотичной».
Борис Михайлович Егоров – председатель жюри конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства (исполнители):
«Мне, как представителю народно-инструментального искусства, очень приятно приезжать в Белгород – замечательный город и люди, прекрасные музыканты: гостеприимные, внимательные. Каждый свой приезд радуюсь тому, как профессионально растут наши воспитанники в области русских народных инструментов. То, что я услышал на этом конкурсе, произвело на меня самое сильное впечатление. Во-первых, две домристки, владеющие в совершенстве своими инструментами.
Великолепный оркестр Белгородской филармонии (Белгородский академический русский оркестр – прим.). Мы с Евгением Алексеевичем Алешниковым очень давно знакомы. Я, правда, впервые этот оркестр услышал, находясь в восточном Сараево в Сербии, где я неоднократно бывал на конкурсах и фестивалях. И, вдруг, приезжает из Белгорода оркестр и производит феноменальное впечатление на слушателей. С оркестром выступал солист-баянист Михаил Шарабарин – изумительный музыкант, преподаватель одного из вузов, кандидат наук. Это было первое знакомство. А потом оркестр приезжал в Москву. У нас проходит довольно стабильно фестиваль современной музыки для русских народных инструментов, куда приезжают коллективы из многих регионов России. Оркестр Белгородской филармонии там частый гость и всегда показывает высочайший уровень. Мне очень приятно, что коллективное музицирование, о котором всё время говорил Василий Васильевич Андреев – основатель нашего жанра, процветает в России. Самым важным достижением является то, что существует и развивается не один оркестр имени Андреева или оркестр имени Осипова, а в каждом большом культурном центре есть такие народные коллективы. А коллективный ум, коллективный разум, как и коллективное творчество – это самое великолепное проявление всех человеческих, эстетических, высокохудожественных, моральных качеств.
В дни конкурсных прослушиваний оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии был на высоте. Все, кто присутствовал на Гала-концерте, в один голос выражали свои восторженные эмоции. Все призёры конкурса были тепло встречены публикой. Я уверен, что следующие конкурсы выявят новую плеяду замечательных музыкантов: молодёжи принадлежит наше будущее! Представители старшего поколения передают эстафету творчества в надёжные руки талантливой молодёжи, которая пронесёт её с зажжённым факелом высокого искусства в последующие десятилетия и, будем надеяться, столетия.
Хотел бы пожелать этому замечательному конкурсу «Прохоровское поле» дальнейшего процветания и успеха. Мы всегда будем рады встрече с новыми молодыми талантами!»
Елена Латыш-Бирюкова
Поделитесь событием с друзьями: