Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Резонансный успех белгородских музыкантов на фестивале «Музыка России» в РАМ им. Гнесиных buttons


Резонансный успех белгородских музыкантов на фестивале «Музыка России» в РАМ им. Гнесиных

а2

XXII Всероссийский фестиваль-конкурс современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России» вновь собрал в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных ведущие народные музыкальные коллективы нашей страны. С 1 по 4 апреля слушателям была представлена программа из сочинений современных отечественных композиторов, среди которых музыка Родиона Щедрина, Валерия Кикты, Фарида Яруллина, Эльмира Низамова, Георгия Шендерева, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Юрия Юкевича, Аскольда Мурова, Ольги Раевой, Юрия Шишакова, Игоря Красильникова, Александра Цыганкова, Григория Зайцева, Николая Бирюкова и других композиторов.

В фестивале приняли участие известные столичные коллективы – Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова Телерадиоцентра «Орфей», Русский народный оркестр «Душа России» Российской академии музыки им. Гнесиных, Большой детский хор им. В. Попова, оркестры русских народных инструментов из Новосибирска, Набережных Челнов, Кемерово и Белгорода.

3 апреля в рамках фестивальной программы выступили два концертных коллектива – Русский народный оркестр Кемеровского государственного института культуры (художественный руководитель и дирижер – Эльбрус Шабаев) и Белгородский академический русский оркестр Белгородской государственной филармонии (главный дирижер – заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников).

Белгородские музыканты представили яркую программу премьер из сочинений современных композиторов России и Республики Беларусь, в которой прозвучали «Андерсен-сюита» Ефрема Подгайца (по сказке Г.Х. Андерсена «Пастушка и Трубочист»), «Славянский концерт» для гитары с оркестром Николая Бирюкова (солист – лауреат международных конкурсов Юрий Алешников) и Концерт для домры с оркестром, молодого композитора Андрея Демьяненко (солистка – лауреат международных конкурсов Вера Раделицкая).

Белгородский академический русский оркестр Белгородской государственной филармонии – один из ведущих концертных коллективов России. По высказыванию руководителя фестиваля и главного дирижёра Русского народного оркестра «Душа России» РАМ им. Гнесиных Владимира Шкуровского белгородские музыканты отличились исполнением сразу трёх премьерных сочинений, что вызвало широкий резонанс в профессиональном сообществе музыкантов и среди любителей музыки, получило самую высокую оценку у организаторов фестиваля и столичных критиков.

Настоящим открытием и неординарным событием XXII Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка России» стала премьера «Славянского концерта» для гитары с оркестром белгородского композитора, члена Союза композиторов России, лауреата премии «Прохоровское поле» Николая Бирюкова – первого штатного композитора концертной организации в России, осуществляющего свою яркую творческую деятельность в штате Белгородской государственной филармонии.

Премьера «Славянского концерта» в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных была очень символична для Николая Бирюкова – выпускника Гнесинки по классу профессора Николая Ивановича Пейко. Именно по совету своего наставника – выдающегося композитора и педагога, Николай плодотворно работает в разных музыкальных жанрах, создавая произведения для оркестра русских народных инструментов. Это Концертная фантазия «Скоморошина», Концерт для балалайки с оркестром «Древнерусский триптих», Лирическая поэма «Золотая роща» для домры с оркестром, сюита «Сказ о Белогорочке», триптих «Меч Белогора», героическая опера «Белгородский полк. Засечная черта» и другие сочинения.

Идея создания Концерта для гитары с оркестром принадлежит художественному руководителю Белгородской филармонии, главному дирижёру Белгородского академического русского оркестра, заслуженному работнику культуры РФ Евгению Алешникову – авторитетному музыканту, гитаристу, профессору Белгородского государственного института искусств и культуры.

Произведение было написано в 2024 году для известного российского гитариста, талантливого музыканта-виртуоза, лауреата престижных международных конкурсов, руководителя «Русского гитарного квартета» Юрия Алешникова. Это уже вторая совместная работа гитариста с композитором Николаем Бирюковым: с большим успехом в нашей стране исполняется «Русское концертино» («На тройке», «Музыка поющих равнин», «Ярмарочный балаганчик») великолепным камерным ансамблем из Москвы «Русским Гитарным Квартетом». Как первому исполнителю «Славянского концерта», глубокому и тонкому интерпретатору художественных образов музыкального произведения, предложившему собственную редакцию партии гитары, композитор Николай Бирюков с благодарностью посвятил своё сочинение.

Три части Концерта «Былина», «Колыбельная-сказка» и «Веснянка» обращают к праистокам древней Руси с её заповедными таинственными далями, старинными преданиями и легендами. Ещё никогда ранее не звучала гитарная музыка в крупном жанре инструментального концерта в совершенно ином, необычном для себя амплуа – в древнеславянском колорите. В партии гитары предстаёт образ древнерусского былинника, певца-сказителя, но сквозь призму философского осмысления «преданий старины глубокой» современным человеком, живущим в начале XXI века.

Самобытная, оригинальная музыка Николая Бирюкова с её глубинной национальной принадлежностью к русской традиции, календарным обрядам, народному мелосу, с её выразительными полиладовыми структурами, сопоставлением сонорных гармонических пластов, нашла яркое воплощение в широком спектре тембральных красок русских народных инструментов в оркестровой редакции, предложенной дирижёром Евгением Алешниковым (оркестровка Концерта выполнена Сергеем Бодяковым).

а1

Премьера концерта была встречена несмолкающими овациями столичной публики, гостей и участников фестиваля. Нашла широкий отклик у коллег в разных регионах России, благодаря просмотру видео записи исполнения. Пожелаем композитору Николаю Бирюкову, первому исполнителю концерта Юрию Алешникову, главному дирижёру Евгению Алексеевичу Алешникову и артистам Белгородского академического русского оркестра дальнейших творческих успехов, рождению новых прекрасных совместных проектов на благо процветания и развития отечественной музыкальной культуры!

 

«Музыка России»

Елена Латыш-Бирюкова

Отзывы:

«Моя трактовка немного расходится с трактовкой композитора. Это мой взгляд «со стороны». В нём много образов, которые заложены и нашими архетипами, и нашим жизненным опытом. Концерт потрясает своей красочностью. Аранжировка и инструментовка, одна из лучших, написанных в гитарных концертах. Для гитары с русским народным оркестром, таких произведений ещё не было.

Моя аннотация «Славянского концерта» Н. Бирюкова:
1 часть «Былина». Сказ о прошлом и будущем. Здесь и сейчас.
2 часть «Колыбельная-сказка». Укачивание младенца. Мать «понимает» сейчас, младенец – нет.
3 часть «Веснянка». Встреча весны. Хоровод юношей и девушек, которые никогда «не поймут».
Cadenza – размышления о предыдущих сюжетах.
Coda – верю и верую».

Первый исполнитель «Славянского концерта»,

лауреат международных конкурсов,

руководитель «Русского Гитарного Квартета»,

Юрий Алешников (Москва)

 

«Это было не просто выступление. Это было Погружение.
Вчера на концерте прозвучал «Славянский концерт» Николая Бирюкова — и я до сих пор под впечатлением. Солист — Юрий Алешников. Что он сделал с гитарой — словами не передать. Это было не исполнение, это была исповедь. Пронзительно, почти до боли — но светло. Живо. По-настоящему. Первая часть — «Былина». Как будто открылся портал в древность. Сквозь века — в наши дни. Чувствуется не просто история, а предчувствие. Словно музыка спрашивала: «А что будет дальше?..» Вторая — «Колыбельная-сказка». Это было так интимно. Тепло. Почти физически ощущалось, как мать укачивает ребёнка, поёт ему — и вдруг осознаёт что-то важное. Что-то, что ребёнок поймёт потом. Или никогда. Слёзы были очень близко. Третья часть — «Веснянка». Весна врывается в зал — звонкая, юная, неумолимая. Хоровод, смех, и в этом — странная тоска. Может, от того, что они «никогда не поймут». Молодость — это вечная загадка. Каденция и кода — это уже не музыка, а размышление, молитва, вера. Верую, да. После всего услышанного — невозможно не поверить. Оркестр потрясающий. Аранжировка — невероятно тонкая, вкусная, точно выверенная. А главное — искренность. Всё настоящее. Ничего нарочитого. Такой концерт забыть невозможно. Это событие. Это музыка, которая остаётся внутри надолго. И да, я точно хочу услышать её ещё раз».

Российская гитаристка, композитор, педагог,

артистка «Русского Гитарного Квартета»

Анна Иноземцева  (Москва)

 

 

«Произведение для гитары глубокое, масштабное. Мощные традиции русской классики – вспомнилась «Богатырская симфония». Очень интересная трактовка гитары – не испанская, а русская архаичная древность. Гитарист выложился полностью, пришлось даже подстроить гитару перед финалом. Музыка свежая и живая. Зал очень тепло принимал. Поздравляю!»

Член Союза композиторов Санкт-Петербурга,

композитор, педагог, ученица С.М. Слонимского

Владислава Малаховская (Санкт-Петербург)

 

«Браво! Брависсимо!!! Это настоящая корневая музыка! Ваша музыка — это Россия! Это – мы! Это – наши предки и наше будущее!!!»

Известный российский гусляр, выпускник РАМ имени Гнесиных

Павел Лукоянов (Москва)

 

«Николай Георгиевич, подписываюсь под каждым словом! Ваша вчерашняя премьера стала грандиозным событием в мире музыки для народных инструментов, и особенно, безусловно, для гитаристов! Их репертуар пополнился масштабным, серьёзным, колоритным, и, конечно, безумно прекрасным концертом! А главное, что это – по-настоящему Русская музыка, музыка Вашего авторства, но мелодика её будто уже заложена внутри каждого из нас, ее будто чувствуешь нутром. С одной стороны – масштабное, серьёзное произведение, а с другой стороны – такая ясная, чистая и выразительная красота и глубина, что нечасто встретишь в современной академической музыке такого жанра, особенно для гитары. Спасибо Вам за творчество!!!»

Известная российская балалаечница,

лауреат международных конкурсов

Мария Бударина (Москва)

 

«Гитарный концерт – это колоссальное музыкальное явление! Поздравляю!»

Выпускник РАМ имени Гнесиных,

лауреат международных конкурсов Юрий Прохоров  (Москва)

 

«Поздравляю Вас с таким ярким сочинением и с замечательным исполнением! Великолепный фестиваль! У Вас знаменательное участие в нём! Очень здорово, очень ярко, красиво и глубоко! Поздравляю Вас!»

Лауреат международных конкурсов, профессор кафедры теории, истории музыки

и музыкальных инструментов ВоГУ

Пианистка Ирина Кокина (Вологда)

 

«Гитара звучала благородно и красиво! Поздравляю тебя с масштабным сочинением и значительным успехом!»

Основатель Кемеровского ОРНИ

Александр Бублик (Кемерово)

 

«Масштаб, глубина содержания! Очень необычный колорит, значительность замысла, особенно произвела впечатление «Былина» (1 часть). Цельность формы, в конце 3 части возникает тематическая арка с 1 частью концерта».

Руководитель ОРНИ

Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова

Анатолий Марковчин (Курск)

 

«Спасибо большое, дорогой Николай Георгиевич! Смотрела и слушала вчера прямую трансляцию концерта из РАМ имени Гнесиных! Не передать словами восторг от Вашей музыки, её исполнения настоящими мастерами! Кажется, что музыканты пропустили каждую ноту через своё сердце! Огромная гордость за наш Русский академический оркестр под управлением Евгения Алексеевича Алешникова, за солиста Юрия Алешникова, за нашу любимую филармонию, в которой создана такая прекрасная атмосфера для творчества композиторов и исполнителей, которая способствует рождению новой музыки ХХI века. Ваша музыка уходит своими корнями в историческое прошлое и одновременно устремлена к светлому будущему русской земли! Музыка, которая переживёт нас и останется в веках символом нашего времени! Самая сердечная благодарность Вам за Ваше творчество!»

Меломан, постоянный слушатель филармонических концертов

Виктория Иваницкая (Белгород)

 

 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2024                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!