«Музыка – поэзия воздуха»
Жан Поль
25 апреля 2025 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии произошло яркое музыкальное событие, редкое по своей художественной значимости, которое оставило неизгладимый след в сердцах слушателей, как у знатоков симфонической музыки – профессиональных музыкантов, так и у любителей музыки! В этот вечер звучала музыка композиторов XIX века эпохи романтизма – Концерт №1 для виолончели с оркестром ля минор Камиля Сен-Санса и Симфония №9 ми минор «Из Нового Света» Антонина Дворжака под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина.
В программе «Коллекция меломана. Дворжак. Сен-Санс» виолончельный концерт французского композитора исполнил известный российский музыкант, лауреат международных конкурсов Рустам Комачков – постоянный участник международных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану», «Московская осень», «Весна в России», Дягилевского фестиваля в Перми, Левитановского фестиваля в Плёсе, Собиновского фестиваля в Саратове, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде и других, а также музыкальных программ кинофестивалей «Кинотавр», «Окно в Европу» и «Дух огня».
Его по праву считают одним из самых одарённых виолончелистов своего поколения. «Я редко встречал музыкантов, так преданных своему инструменту. Звук его виолончели не просто красив и изыскан – вместе с ней он дышит, мыслит, разговаривает» – сказал о музыканте заслуженный артист России Алексей Гориболь. Именно так, изысканно, выразительно и красиво звучала виолончель у Рустама Комачкова в музыке Сен-Санса. В тот вечер покоряющая своим мелодическим богатством, виртуозностью и удивительной стройностью формы романтическая музыка концерта заполнила всё пространство концертного зала в выразительнейшем взаимодействии солиста и оркестра.
Из интервью Рустама Комачкова (в антракте после исполнения виолончельного концерта Сен-Санса):
«Впервые за все годы моей исполнительской деятельности я встретил дирижёра (прим. – Р.Д. Нигаматуллина), предложившего мне своё неповторимое видение Первого виолончельного концерта Сен-Санса! Он предложил мне убрать все акценты, и музыка сразу зазвучала с тонким французским шармом! Его оркестровое rubato большая редкость среди современных дирижёров. Это можно было встретить только у великих дирижёров прошлого, как, например, у Герберта фон Караяна».
Во втором отделении концерта маэстро Рашит Нигаматуллин по-новому открыл слушателям с ему присущим неповторимым художественным обобщением удивительный музыкальный мир Симфонии №9 «Из Нового Света» Антонина Дворжака, вдохновенно исполнив симфонический шедевр чешского композитора на едином дыхании без партитуры.
Наполненная мощным, колоритным драматическим симфонизмом, романтической возвышенной лирикой, яркими жанровыми картинами, одухотворённым миром живой природы 4-х частная симфония в исполнении оркестра звучала как величественная поэма о безмерной любви великого художника, творца к своей далёкой родине. Сам композитор неоднократно подчеркивал: «Где бы я ни творил – в Америке или Англии, я всегда писал истинно чешскую музыку».
Детальная, зримая прорисовка дирижёром музыкальных образов-символов Нового Света, поданных в музыке композитора на основе негритянского и индейского фольклора, замечательной поэмы американского поэта Лонгфелло «Песнь о Гайавате» органично вплетались в стихию чешских народных напевов и танцевальных ритмов.
Изумительно прозвучала в своей возвышенной, молитвенной красоте II часть симфонии (Largo). Словно возникшая из таинственных звуков природы, она была исполнена настолько проникновенно, что в зале воцарилась удивительная тишина. Потрясённые глубинным смыслом содержания дирижёрской интерпретации музыки Дворжака, слушатели заворожённо внимали каждому звуку, доносящемуся со сцены. Умиротворённому звучанию музыки вторило выразительное соло английского рожка в исполнении лауреата международных конкурсов Владислава Шевченко. Такое же трепетное слушание зала сопровождало исполнение всей симфонии. И только лишь тишина, воцарившаяся с угасанием оркестра в последних тактах произведения, взорвалась несмолкающими овациями.
Из интервью Рустама Комачкова (после Симфонии «Из Нового Света» Дворжака):
«Восторг – маэстро, оркестр! Потрясающий город, публика! Большая радость и счастье, что я здесь! Маэстро совершенно потрясающий музыкант – просто глыба! Я очень рад и счастлив, что я здесь! Спасибо!»
Поделитесь событием с друзьями: