Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » BelgorodMusicFest 2016 buttons


BelgorodMusicFest 2016

BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» отметил свой пятилетний юбилей

Начало весны в Белгородской государственной филармонии ознаменовано важным  событием –  состоялся V Международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья».

Появившийся в 2011 году по инициативе художественного руководителя камерного оркестра Mezzo music Натальи Боровик и проходящий при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области  фестиваль объединяет друзей – музыкантов высокого класса из разных стран, вдохновляет которых   известный виолончелист, арт-директор фестиваля Борислав Струлёв. Звёзды мировой величины, такие как Мишель Легран, Елена Образцова, Юлия Махалина, Святослав Бэлза, Виктор Третьяков, Алексей Татаринцев, Владимир Маторин, Айдар Гайнуллин, Робби Лакатош, Сергей Дрезнин и многие другие были участниками фестивалей прошлых лет.

Фестиваль Belgorodmusicfest – это культурный бренд и достояние региона,  его постоянными слушателями являются губернатор области Евгений Степанович Савченко, представители правительства, Митрополит Белгородский и Староосколький Иоанн, меценаты.

В рамках пятого юбилейного фестиваля состоялось пять концертов – торжественное открытие в Большом зале филармонии 27 февраля, ночной концерт в Органном зале 28 февраля, концерт в г. Губкине 3 марта, два концерта в Большом зале Белгородской филармонии 4 и 7 марта.

В дни фестиваля студенты и преподаватели Белгородского института искусств и культуры получили возможность присутствовать на мастер-классах участников V BelgorodMusicFest’а – китайского пианиста Тиана Джиана, российско-американских скрипачей Альберта Маркова и Александра Маркова,  венгерского аккордеониста Ороса Золтана, российского актёра, мастера художественного слова Василия Мичкова (ведущего фестиваля) и Борислава Струлёва, личность которого заслуживает отдельного внимания.

День 3 марта 2016 года стал особенным не только в масштабах фестиваля и Белгородской области, но и всей страны: в городе горняков Губкине на глубине 340 метров Борислав Струлёв установил рекорд, зафиксированный и вошедший в Книгу рекордов России, исполнив для шахтёров под землёй произведения Иоганна Себастьяна Баха.

Концертная программа фестиваля традиционно представила большое разнообразие новых имён и премьер. Юбилейный фестиваль торжественно открылся большим концертом, в котором выступили музыканты из Китая, Испании, США и России. Прологом открытия стала музыка современного уэльского композитора Карла Дженкинса  – впервые в России прозвучал Benedictus из «Мессы мира». Сочинение, написанное на рубеже ХХ-ХХI столетий, было задумано автором как  антивоенный призыв, вносящий спокойствие и надежду в мир, полный смятения и боли. Необыкновенно проникновенный, трогательный и щемящий звук виолончели Борислава Струлёва парил вместе с  белгородским камерным оркестром Mezzo music под управлением Натальи Боровик, расширенным  музыкантами симфонического оркестра, органом (Тимур Халиуллин) и камерным хором филармонии (главный дирижер – Елена Алексеева). В знаменитой Венгерской рапсодии ре мажор Ференца Листа (в обработке чешского композитора и виолончелиста XIX-XX столетий Дэвида Поппера) звук солирующей виолончели Борислава Струлёва становился всё более глубоким и страстным на фоне стройного, филигранного звучания белгородского оркестра, управляемого Хосе Луисом Гомесом (Испания), обладателем первой премии на Международном конкурсе дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте (2010).

Исполнение известным пианистом, лауреатом первых премий на Международном конкурсе пианистов Joanna Hodges и международного конкурса пианистов William Kapell Тианом Джианом совместно с белгородским оркестром Концерта для фортепиано с оркестром «Жёлтая река» китайского композитора Инь Чен Зонга стало ещё одной премьерой фестиваля. Музыка концерта представляет собой переложение одной из частей кантаты китайского композитора Шо Шон Хая, написанной около 60 лет назад. Появление этого концерта связано с именем жены лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна Цзян Цин, которая в 70-х годах ХХ века поручила четырём аранжировщикам превратить одну часть кантаты в концерт для фортепиано с оркестром.

Восточная нега и  созерцательность, радость и теплота интонаций в этом концерте сочетаются с близкими отечественному слушателю образами, рождаемыми русским симфонизмом Чайковского, Рахманинова, Мясковского. Светлые мажорные аккорды, кварто-квинтовые ходы, восходящие патетические пентатонные музыкальные интонации, полнозвучные пассажи формируют восторженно-светлый характер сочинения.

Мастерское владение Тианом Джианом инструментом, хрустальная красота его звука, полётность, лёгкость виртуозных пассажей – всё это музыкант продемонстрировал, исполнив вторую и третью части Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта, премьеры финальной части концерта И.Ч. Зонга «Жёлтая река» и  пьесы из цикла собственного сочинения «Шанхайская мечта». Последнее произведение, необыкновенно светлое, чистое, соткано из консонансных звучаний, прозрачных мажоро-минорных аккордов и изящных трелей.

Шедевры XIX-XX столетий звучали в исполнении Александра (сына) и Альберта (отца) Марковых, уже несколько десятилетий живущих в США. Александр Марков,  которого западные критики по праву называют «живым Паганини», – один из самых ярких скрипачей современности, – с блеском исполнил первую часть Концерта для скрипки с оркестром e-moll Ф. Мендельсона, «Цыганские напевы» П. Сарасате, а также совместно с Альбертом Марковым третью часть Концерта для двух скрипок d-moll И.С. Баха и «Наварру» П. Сарасате. Замечательный солист-скрипач, дирижёр и композитор, преподаватель Манхэттенской музыкальной школы, которого многие музыканты знают как автора знаменитой методики обучения игре на скрипке, Альберт Марков исполнил три вальса Ф. Крейслера.

Александр Марков проявил себя в двух разных ипостасях – как виртуоз, исполняющий классический репертуар, и как скрипач и композитор, идущий в ногу со временем. Свидетельством последнего стало исполнение его авторских произведений Lets have fun (на электроскрипке совместно с электровиолончелью  Б. Стулёва, хором и оркестром) в завершении концерта-открытия в Большом зале и эпатажной пьесы в роковой манере «Цезарь» в исполнении автора под аккомпанемент Тимура Халиуллина (орган) в завершении программы ночного концерта в Органном зале 28 февраля.

Музыкальный вечер 4 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии представил «Всё лучшее из Европы» и оказался самым продолжительным за всю историю фестиваля. Концерт открыло авторское произведение Виталия Кись «Рождество». Лёгкие, нежные, изящные переливы гитары В. Кись – российского исполнителя-виртуоза, аранжировщика и композитор  –  звучали в сопровождении оркестра камерной музыки Mezzo music под управлением Натальи Боровик.

Аккордеонист из Венгрии Орос Золтан поразил своей виртуозностью, уникальным исполнительским стилем, импровизациями, в которых слышатся то отголоски народных венгерских мелодий (авторская фантазия на балканскую народную тему), то атмосфера парижских улиц (песня La foule из репертуара Эдит Пиаф). Шедевры В. Моцарта, А. Пьяццоллы, В. Монти, «Очи чёрные» приобретают в исполнении Ороса Золтана особые отголоски, а дуэт с Бориславом Струлёвым и трио с белгородскими музыкантами Павлом Могильниченко (контрабас) и Олегом Ивановым (ударные) рождают прекрасные образы.

В джазовой части программы внимание слушателей привлекла участница проекта «Голос» Алевтина Полякова, российская джазовая певица, тромбонистка и саксофонистка, солистка прославленных коллективов «Академик-Бэнд» Леонида Кролла и Московского джазового оркестра Игоря Бутмана. Совместно с белгородцами Сергеем Заваруевым (рояль), Павлом Могильниченко (контрабас, бас-гитара) и Олегом Ивановым (ударные), а также квартетом тромбонов Jazz Guardians (Виктор Скрынников, Алексей Попов, Дмитрий Саитов, Василий Иващук) джазовая дива исполнила такие хиты, как «Милая Джорджия Браун» М. Пинкарда и «Без свинга нет джаза» Д. Эллингтона, вызвав зрительские овации.

Самый юный участник юбилейного фестиваля 11-летний белгородский трубач, лауреат всероссийских и международных конкурсов Лев Деменчук исполнил Besame mucho К. Веласкес и «Караван» Х. Тизола совместно с Jazz Guardians, Алевтиной Поляковой  и джазовым трио.

Ансамбль «Янушка» (Словакия-Австрия) стал одним из зрительских потрясений фестиваля. Четыре аристократа, четыре потрясающих музыканта звучат как единое целое. Родственники по крови и по духу – скрипачи Ондрей и Роман, пианист Франтишек и контрабасист Юлиус – они играли популярную музыку так, что публика затаила дыхание. Звучали Ф. Крейслер, А. Пьяццола, Ж. Массне, Н. Паганини и М. Джексон. Это было особое музыкальное действо, изысканное и темпераментное.

2016-03-04_423

Закрытие V Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» состоялось 7 марта и было предпослано Международному женскому дню. Вечер открыло пронзительное и тонкое Adagio концерта «Аранхуэс» Хоакино Родриго. Музыкальная тема в выразительном звучании виолончели соло Борислава Струлёва была окрашена в скорбно-меланхоличные тона, рождая образы любви и горечь утраты (неслучайно эта испанская музыка была написана в начале второй мировой  войны).

Завораживающие звуки низких струнных и ритмически сдержанные аккорды оркестрового вступления, за которыми следует необыкновенной красоты мелодия солирующей скрипки, распевная, нежная; затем тема перемежается с вихревыми, острыми звучностями, вторгающимися subito, вносящими смуту обнаженными,  подчёркнутыми ритмами; и, в завершение, начальная тема появляется вновь, но уже в новом качестве, поглотив в себя всю эксцентричность, синтезировав широкую гамму звуковых, регистровых и тембровых оттенков. Такой была премьера Концерта De Berlin («Берлинский концерт»)  французского композитора Владимира Косма, лично передавшего музыкантам партитуру для исполнения своего сочинения в Белгороде.  Премьера этого концерта, музыка которого написана для    фильма «Седьмая мишень», рассказывающего о любви и судьбе музыканта оркестра, прозвучала в исполнении Анны Боровик (скрипка) и белгородского оркестра под управлением Хосе Луиса Гомеса.

Появление пианиста из США по имени Eldar (Эльдар Джангиров, родом из Кыргызстана) украсило вечер джазовой музыкой с оттенком фанк-, соул-джаза и бибопа. Исполняя сочинение Бобби Тимонса Moanin («Стонет») и пьесу Билли Стрейхорна Take the Atrain («Сядь на поезд ‘А’»), Эльдар продемонстрировал  мастерство  импровизатора.   Собственное сочинение «Колыбельную-фантазию» (Lullaby Fantasia), написанное в стиле джазового импрессионизма со светлыми прозрачно-хрустальными аккордами, консонансными гармониями, мелко-бисерными изящными пассажами и гармоническими переливами. В дуэте пианиста с Бориславом Струлёвым звучала музыка Джорджа Гершвина. Затем –  знаменитая Рапсодия в стиле блюз в великолепной интерпретации Эльдара Джангирова и белгородского оркестра под управлением Хосе Луиса Гомеса. 

Наконец, одним из самых ярких впечатлений фестиваля явилось выступление Ильдара Абдразакова. Любимец мировой оперной сцены обладает уникальным тембром. Его мощный бас вместе с неповторимым актёрским и человеческим обаянием способны восхитить даже самого строгого и придирчивого знатока оперной музыки. Народный артист Республики Башкортостан, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра и театра Метрополитен-опера, обладатель премии «Золотая маска», в концертном репертуаре которого произведения самых разных эпох – от опер Моцарта до «Пульчинеллы» Стравинского,  своим голосом и талантом навсегда покорил Белгород. «Запоминающийся тембр, прекрасное легато, бездна мастерства» (The Independent) артиста – всё это, безусловно, зрители почувствовали с самого первого выхода на сцену, когда звучала знаменитая Ария Тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен». Немало приятных минут подарило выступление Ильдара Абдразакова и Борислава Струлёва в сопровождении оркестра – звучала ария Короля Филиппа из оперы Дж. Верди «Дон Карлос», а также исполнение певцом двух романсов под аккомпанемент фортепиано (заслуженная артистка РФ Людмила Петрова) – «Сомнение» М. Глинки и «Элегия» Ж. Массне.

V Международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» останется в истории Белгородской филармонии как полнозвучная радуга из самых ярких имен, как смешение жанров, стилей, эпох и стран, как открытие новых впечатлений.

Марина Андрейкина

Фото: Антон Черев





   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!