Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья». День второй buttons


III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья». День второй

12 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии во втором фестивальном концерте под названием «Король скрипки» выступил знаменитый венгерско-цыганский скрипач Роби (Роберт) Лакатош со своим ансамблем. На концерте присутствовал губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, рассказывает портал «Афиша и новости культурного Белгорода».

Похоже, что арт-директор BelgorodMusicFest’а Борислав Струлёв, радуясь своему взрослеющему фестивалю, уже сделал правилом каждый раз предлагать публике знакомства с новыми эксклюзивными музыкальными ансамблями. В прошлом году это был московский оркестр «Папоротник», от музыкальных узоров которого фестивальная публика замирала в восхищении. В этом году — знаменитый ансамбль (тоже состоящий из пяти музыкантов, не считая руководителя) Роби Лакатоша.

Второй день фестиваля можно было бы назвать праздником небольших оркестров и их царицы — скрипки, причём в том её изначальном народном варианте, который, к счастью, дошёл до наших дней благодаря энтузиастам-мастерам народного скрипичного исполнительства из стран Восточной Европы.

Целый час до начала концерта в фойе филармонического Большого зала играл студенческий струнный оркестр Tutti под управлением Светланы Долгачёвой Белгородского государственного института искусств и культуры. А во втором отделении фестивального концерта поддерживать и сопровождать ансамбль «короля скрипки» вышел камерный струнный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.

Выступления Роби Лакатоша и его ансамбля по силе впечатления были сравнимы со стихиями природы — огня, воды, ветра, ибо эмоциональная выразительность исполнения, казалось, находятся на том пределе, за которым nec plus ultra (лат. — дальше нельзя).

Благодаря фестивалю Борислава Струлёва, Белгороду повезло услышать великолепную живую традицию народной скрипичной игры, что называется, «из первых рук», от того, в чьей крови живы более чем двухвековые традиции народного цыганского скрипичного исполнительства; от того, кто является прямым потомком легендарного цыгана-скрипача Яноша Бихари, чьим цыганским оркестром восхищались Бетховен и Лист.

Это музыка, которая не может не воспламенять, но, быть может, восторги белгородской публики интуитивно «замешаны» на той земляческой родственности с артистами – выходцами из цыганской среды, родившимися на белгородской земле – скрипачом Михаилом Эрденко и артистом-певцом Николаем Сличенко.

Выступавший в этот вечер не только как виолончелист, но и в амплуа «Святослава Бэлзы», в роли ведущего Борислав Струлёв обратил внимание и журналистов (на пресс-конференции), и публики (во время концерта) на два уникальных «технических» (как он выразился) момента.

Первое — это созданные Р. Лакатошем скрипичные струны, сделанные из различных материалов, отчего звучание скрипки, без электроусиления, становится необыкновенно ярким и сочным. Второе — уникальная способность Р. Лакатоша («никто так не умеет», как сказал Борислав) играть пиццикато поочерёдно тремя пальцами в очень быстром темпе, отчего скрипка начинает звучать гитарой или мандолиной, домрой или клавесином.

Роби Лакатош почти 30 лет (с 1986 г.) живёт в Бельгии, куда уехал в молодости после окончания консерватории. Там он стал хозяином ресторана с джаз-клубом, который приобрёл известность среди профессионалов экстра-класса, таких как, например, Иегуди Менухин. Со своим ансамблем он гастролирует по всему миру, в последние годы в России — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ярославль… Выступает на различных, в том числе — джазовых, фестивалях, на одном из которых познакомился с Бориславом Струлёвым.

Его колоритная внешность напоминает венгерские портреты XIX века, изображающие народных музыкантов в национальной одежде. Особенно трудно отделаться от ощущения, что перед вами ожившая легенда прошлых столетий, когда Лакатош играет в стиле венгерской городской народной музыке (вербункош) с его синкопированными ритмами, интонациями увеличенных секунд, и его постепенными зажигательными ускорениями или внезапными сменами контрастных темпов.

Помимо вербункош и цыганского джаза (мануш), белгородцы услышали виртуознейшее владение стилем старинной венгерской крестьянской народной музыки (открытой и исследованной в ХХ веке Б. Бартоком и З. Кодаи) с её очень сложной метро-ритмической организацией. В этом роде была обработана популярнейшая «Калинка» и прозвучала собственная композиция Р. Лакатоша «Новый альянс».

Выразительный лирический дуэт Р. Лакатоша и Б. Струлёва на тему вальса «Муки любви» Фрица Крейслера, самого популярного и очень любимого публикой американского скрипача австрийского происхождения, выглядел весьма многозначительным поклоном в сторону скрипичной легенды недавнего прошлого.

В исполнении завершившей первое отделение «Пассакальи» Генделя к сложившемуся на предыдущих фестивалях дуэту Анны Боровик и Борислава Струлёва присоединился и Роби Лакатош и это новое — «шире круг» — было замечательно интересным.

Впрочем, многие сольные лирические номера в исполнении Роби Лакатоша и его ансамбля, такие как мелодия М. Леграна «Papa, can you hear me?» из кинофильма «Йентл» 1983 г. были завораживающими островками любви в пламенном скрипичном вихре этого уникального entertainmentman’а (как назвал его Борислав — человека, который может заставить вас отдохнуть).

«Король скрипки» и его великолепная «свита» с полной внешней невозмутимостью и лёгкостью с первых же минут концерта захватили слушателей своей фантастической техникой, вовлекая их в эмоциональный вихрь сумасшедших скоростей и потрясающей энергии радости и восторга.

Как и Роби Лакатош, все музыканты ансамбля академически образованы, но свободно дышат и высокогорным воздухом джаза, цыганского джаза. Это — опытный Ласло Бони (2-я скрипка) и молодые Ласло Листеш (контрабас) и Ласло Балог (гитара), фортепианный виртуоз Чеки Кальман. И ещё — Ёне Листеш, впервые давший белгородцам возможность услышать настоящие венгерские цимбалы с их «шелестящим» и расплывающимся, но, вместе с тем, сухим и отчётливым звуком. Наверное, сольная «Романеска» для цимбал в начале второго отделения не одного слушателя заставила замереть от восторга.

Лёгкость, с которой Роби Лакатош и его ансамбль импровизируют, понимая друг друга с полуслова, ещё раз показал «бис» — зал последний раз взорвался аплодисментами, едва зазвучали первые звуки «Я играю на гармошке».

Муз. обозреватель БГФ Нина Синянская

(фото Антона Черева)

Читать материал на портале

«Афиша и новости культурного Белгорода»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!