Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: день третий buttons


III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: день третий

Завершением фестиваля, по замыслу его арт-директора Борислава Струлёва, стало большое и впечатляющее музыкальное шоу с троекратной сменой декораций современного, но, одновременно и традиционного, музыкального пространства: Россия — Аргентина — Россия, рассказывает «Афиша и новости культурного Белгорода».

И во всех своих частях третий вечер был вечером знакомств с новыми исполнителями, вечером премьер новых сочинений и вечером белгородской презентации нового музыкального инструмента — русской звонницы «София».

Первая часть концерта-триптиха представляла музыку современной православной России, в духовный пласт которой удивительно органично влилась и Европа — имея в виду знаменитое Адажио Альбинони, в превосходном исполнении Анны Боровик в сопровождении камерного оркестра Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.

Главной «героиней» первой части вечера-триптиха стала уже знаменитая, хотя и совсем молодая русская звонница «София». Детище авторского коллектива (7 человек) во главе с заслуженным артистом РФ пианистом и композитором Михаилом Ивановым и художником-дизайнером Сергеем Лошаковым, красавица-звонница появилась на свет в 2009 г., одновременно с младшей дочерью Михаила Иванова, в честь которой она — звонница — и была названа.

Идея создания колокольно-ударной концертной установки (звонницы) у Михаила Иванова родилась при сочинении им симфонической поэмы «Моё русское сердце», которая вошла в концертную программу, удостоенную премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2010 г.

С 2010 г. на «Софии» в ансамбле с лучшими российскими коллективами и исполнителями с собственными композициями и программами выступает сам автор. Уникальный, единственный в своём роде инструмент находится на постоянном «проживании» в Москве, в Музее музыкальной культуры им. Глинки, но регулярно выезжает на гастроли со своим создателем.

Крепким, мощным и звонким голосам «Софии» вчера аплодировал и Белгород в пьесах Михаила Иванова («На семи ветрах» и «Былина») и сочинениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна («Небесная колыбельная» и «Гимн»).

Всю начальную часть концерта очень хочется назвать «Русский музыкальный собор». Соборность, собранность, собрание — эти слова очень подходят к музыкальному действу, развернувшемуся на фестивальной сцене. В нём соединились небольшой симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова (партия фортепиано — Тимур Халиуллин), сводный хор в составе Митрополичьего мужского хора (регент — отец Николай Кацы) и женского хора Спасо-Преображенского собора (регент — матушка Елена Кравец), а также солисты Борислав Струлёв и Анна Боровик и звонница «София» с Михаилом Ивановым.

Удивительно, что сочинения и Владыки Иоанна, и Михаила Иванова в первоначальном слушательском ощущении представлялись очень похожими — своим внутренним достоинством, неторопливостью и истовым разворачиванием величавой красоты певучих мелодических линий, каждым своим мгновением утверждающих силу добра и красоты как духовных основ православия.

Последний раз звонница, приняв в своё лоно синтезатор, сказала своё слово в финале первого отделения в джазовой композиции Михаила Иванова «Колокола в стиле блюз», пьесе, которую ведущая Олеся Фиалко назвала «нашим ответом «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина».

Переходом ко второй, «аргентинской», части концерта стал очень выразительный дуэт застенчиво-сдержанной и естественно-скромной скрипки Анны Боровик и пылкой экспрессивной виолончели Борислава Струлёва в «Танго любви» Пьяццоллы, после чего сценой завладел аргентинский бандонеонист и композитор Хуан Пабло Джофре и камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик.

«Молодой Пьяццолла», как аттестовал его Борислав Струлёв, — аргентинец, живущий в Нью-Йорке, который учился игре на бандонеоне у музыкантов, работавших в ансамбле «отца аргентинского танго». Молодой аргентинец впервые открывал для себя Россию в облике Белгорода, а Белгород впервые слышал настоящий бандонеон — латиноамериканскую разновидность немецкой гармоники и современную живую традицию аргентинского танго.

Она, эта традиция, была представлена Хуаном Пабло в собственной композиции большой пьесе «Танго в 3-х частях», своего рода танго-концерте для бандонеона со струнным оркестром.

Солирующему бандонеону отведено здесь господствующее место, тогда как оркестр перехватывает инициативу только единожды. Звучание бандонеона, идущее то в напряжении, то в ослаблении мучительно-страстного танго, временами вступало в схватку с оркестром и, в конце концов, словно не в силах отделаться от навязчивого морока, обрывалось в совместной финальной кульминации.

Если незнакомому сочинению публика аплодировала вежливо, но холодновато, то превосходное исполнение солистом и оркестром хорошо знакомого «Либертанго» встретило куда более горячий приём. Как впрочем, и замечательные дуэты Х. П. Джофре и Анны Боровик, и аргентинского бандонеониста и арт-директора фестиваля в начале второго отделения.

Третью часть концерта-триптиха Борислав Струлёв отдал легендарному биг-бенду Георгия Гараняна — ансамблю «Мелодия». Лучший советский эстрадный оркестр 70—80—х гг., пережив сложные перестроечные времена, сегодня вновь продолжает традиции его прославленного основателя.

Пятый год как ушёл из жизни выдающийся саксофонист и дирижёр Георгий Гаранян (умер в январе 2010 г.), и теперь ансамблем руководит его ученик и преемник саксофонист Евгений Волошин. Вчера на филармоническую сцену вышли 4 саксофона (считая Евгения Волошина), 2 трубы, 3 тромбона, 3 человека ритм-секции (фортепиано, бас-гитара, ударник).

Одиннадцать молодых и среднего возраста мужчин в фирменных светлых костюмах поднимают инструменты, и начинает звучать тот самый гараняновский звук — плотный и крепкий, блестящий и яркий в тутти, поразительно техничный в соло (солисты — все!), с гараняновской мощью сценического темперамента, с его незабываемой слаженностью и гармоничностью.

Хиты советской киномузыки А. Петрова, М. Таривердиева, Г. Гладкова, А. Зацепина сменяются хитами американской джазовой классики 40—50-х гг. — мелодиями Г. Миллера, В. Янга, Х. Тизола. Легко догадаться, как восторженно и бурно реагировала публика на впервые в Белгороде звучащий возрождённый гараняновский оркестр.

На этой последней высокой и чистой ноте фестиваля его арт-директор Борислав Струлёв, прощаясь с публикой до следующего года, ещё раз выразил от себя, от всех участников, от многочисленной публики глубокую благодарность находившимся в зале губернатору Белгородской области Евгению Степановичу Савченко и участникам Попечительского совета Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области во главе с его председателем Владимиром Фёдоровичем Зотовым.

Людям, благодаря которым начались и продолжаются праздники большого искусства в Белгороде.

Муз.обозреватель БГФ Нина Синянская

(фото Антона Черева)

Читать материал на портале

«Афиша и новости культурного Белгорода»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!