Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Фестиваль современной музыки в Белгороде открыт buttons


Фестиваль современной музыки в Белгороде открыт

11 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии  состоялся первый концерт  V Фестиваля современной музыки.

Четырёхдневный фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Белгородской области. В программе фестиваля – музыка современных композиторов Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода для симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, духового оркестра, камерные произведения белгородских композиторов, а также круглый стол, посвящённый обсуждению проблем современного музыкального искусства в концертной жизни России; две пресс-конференции (перед началом и в завершении  фестиваля), две творческие встречи и творческая лаборатория композиторов и исполнителей современной музыки в музыкальных учебных заведениях города – музыкальном колледже и институте культуры и искусств.

 

Первый день фестиваля открывал круглый стол в БГИИК, где гости и организаторы белгородского музыкального форума обменялись мнениями о положении   современной музыки академического направления  в  текущей  концертной жизни. На последовавшей затем пресс-конференции на вопросы представителей белгородских СМИ отвечали композиторы из Санкт-Петербурга и Москвы, музыка которых была заявлена в  концертной программе каждого из четырёх дней: Антон Танонов (произведения для симфонического оркестра), Игорь Савинов  (сочинения для духового оркестра ), Геннадий Чернов (произведения для оркестра русских народных инструментов). Выступили также председатель  Белгородского регионального отделения Союза композиторов РФ Елена Латыш-Бирюкова и художественный руководитель БГФ Евгений Алешников.

Главным событием первого дня, конечно же, стал концерт симфонического оркестра БГФ  под управлением его главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Открывая первый фестивальный вечер начальник управления культуры Белгородской области  Сергей Курганский заметил, что сегодня Белгород с полным основанием можно назвать городом фестивалей, причём, таких разных как «Шереметевские музыкальные ассамблеи», «Борислав Струлёв и друзья», «Рождественские хоровые ассамблеи», «Джазовая провинция» и Фестиваль современной музыки.

Фестиваль современной музыки, набирая силу от своего начала в 1999 г., проводится в этом году как никогда масштабно и репрезентативно, охватывая музыку разных стилей, открывая слушателям новые композиторские имена и яркие страницы музыки ХХ-ХХI  века.

Одним из таких имён-открытий для белгородских слушателей стало имя петербургского композитора Антона Танонова, чьи произведения прозвучали в первом отделении концерта. Антон Танонов – один из лидеров современного молодого поколения российских композиторов (род. 1977 г.). А. Танонов возглавляет кафедру специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории, которую он окончил по классу Сергея Слонимского.

Музыка Антона Танонова,  с которой в Белгороде знакомились впервые, отличается не только собственным ярко выраженным почерком и языком (к слову сказать, весьма демократичным), но и собственной темой, которая достаточно хорошо просматривалась в его трёх очень разных сочинениях.

Два из них – «Юлла» и «Фьюжн-концерт», в котором солировал хорошо знакомый белгородской публике выдающийся петербургский альтист Алексей Людевиг – написаны для камерного оркестра, инструментального состава, который, по признанию композитора, он очень любит, и вероятно, поэтому пишет для него много, абсолютно нетрадиционно и свежо.

В пьесе «Юлла» (это собственный вариант названия вращающейся детской игрушки-волчка, юлы) полностью отсутствует столь привычная для звучания камерного оркестра лирика, но зато лирика составляет главную драматургическую компоненту другого произведения для камерного оркестра. Это 4-хчастный «Фьюжн-концерт» (fusion – англ. сплав, смесь) написанный для альта (двух его разновидностях – акустическом и электрическом), камерного оркестра, арфы, ксилофона, перкуссии, ударных инструментов и органа, исполненный в 2012 г. к 150-летию  Петербургской консерватории. Название предложил его первый исполнитель Алексей Людевиг. 

Образный строй «Фьюжн-концерта» вдохновлён скетчами (скетч – сценка-зарисовка комедийного содержания) петербургского  писателя-сатирика Семёна Альтова.  Из его скетчей заимствованы названия трёх (кроме первой части — Увертюры) частей: 2-я часть-Мотыпаха, 3-я – Эстетика, 4-я – В лампочке.

Загадочная «Мотыпаха» расшифровывается как смесь (fusion) мотылька и черепахи (по аналогии с прощальным вопросом лектора на факультете лингвистики – Ребятно?, что расшифровывается как Ребята, понятно?).

Сама же музыка концерта имеет отчётливый драматургический костяк, построенный на противопоставлении грубо-иронических танцевальных ритмов простонародного веселья в духе «Хава нагила» во всех частях и  «островков «лирики  в  двух последних частях, где звучат небольшие монологи солирующего альта, драматические или серьёзно печальные, но абсолютно без тени иронии.

Удостоенная премии композиторском конкурсе в Италии и сегодня пользующаяся большим слушательским успехом Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима», написанная А. Таноновым  на слова петербургского поэта Владислава Синицкого, завершала первое отделение концерта.  Этот драматический, исполненный большой эмоциональной силы вокальный монолог с ярко-изобразительным оркестровым сопровождением прекрасно  исполнила солистка Белгородской филармонии лауреат международного конкурса Галина Зольникова.

«Музыка мысли, силы и любви» — так был назван концерт первого дня фестиваля. То, что это была «музыка мысли», подтверждало и второе отделение, где звучала отечественная музыкальная классика конца ХХ века – «Гоголь-сюита» А.Шнитке и «Маленькая Данелиада» Г.Канчели. Именно в русле этой «музыки мысли» сегодня созидает и творит новое поколение молодых российских композиторов.

Нина Синянская (Фото Антона Черева)





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!