Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Открытие нового абонемента «Чайковский. Шаги к бессмертию» buttons


Открытие нового абонемента «Чайковский. Шаги к бессмертию»

28 ноября в Большом зале Белгородской филармонии был открыт новый абонемент «Чайковский. Шаги к бессмертию». В исполнении Симфонического оркестра, солистов и Камерного хора были представлены сцены из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» и кантата «Москва».

Монографические и юбилейные концерты, отмечающие круглые даты в жизни именитых композиторов и исполнителей, давно стали привычной и обязательной частью филармонической афиши Белгорода. Однако на музыкальном небосклоне есть такие величины, дань памяти которым невозможно уместить в рамки одного концерта. И в последнее время все чаще в афише появляются определенные монографические циклы. Грядущему 100-летнему юбилею Георгия Свиридова филармония посвятила III Фестиваль Шереметевские музыкальные ассамблеи, состоявшийся в апреле этого года. Нельзя не вспомнить абонемент «Рахманинов и его время», в рамках которого в течение двух предыдущих сезонов звучали не только сочинения великого русского композитора и пианиста разных жанров, но и музыка его современников – особое погружение не только в мир творчества, но и в мир жизни и окружения Рахманинова, идея которого принадлежит одному из главных просветителей Белгородской филармонии пианистке Ирине Соколовой.

К грядущему юбилею Петра Ильича Чайковского (1840-1893 гг, 175 лет со дня рождения) филармония по инициативе Ирины Соколовой откликнулась новым монотематическим циклом концертов, составивших абонемент №18. Его главная идея – не только дань уважения и памяти величайшему русскому гению, ведь музыка Чайковского, вне зависимости от круглых дат, всегда звучит в филармоническом сезоне (недаром композитор занимает одно из лидирующих мест в музыкальном мире по числу исполнения своих произведений). Главным посылом нового абонемента вновь становится погружение в мир великого художника, возможность прикоснуться и почувствовать его внутреннее Я, познакомиться и, возможно, открыть для себя великого Чайковского с новой стороны – не как признанного гения, а как музыканта только идущего по дороге к славе и почету, проследить и прожить эти «шаги к бессмертию» вместе с ним и его музыкой.

Первые шаги были прожиты нами в эту пятницу в Большом зале филармонии. Первое отделение целиком было отдано незыблемым оперным шедеврам Чайковского – операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Прозвучали как оркестровые номера (вступления к обоим сочинениям и  Полонез из «Евгения Онегина» в стилистически точной и яркой трактовке Симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова), так и вокальные шедевры, на которые так богаты эти сочинения. Главными героями первого отделения стали блистательные молодые вокалисты, гордость и надежда Черноземья, лауреаты международного конкурса  солистка Белгородской филармонии Галина Зольникова (сопрано) и ведущий солист Воронежского оперного театра Алексей Тюхин (баритон).

В исполнении Галины Зольниковой убедительно прозвучали сложнейшие (технически и эмоционально) ариозо Лизы («Откуда эти слезы») и сцена письма Татьяны, в которых солистка филармонии продемонстрировала не только свой богатый певческий, но и артистический потенциал, буквально не пропев, а прожив состояния своих героинь. Логичным ответом на письмо Татьяны в программе вечера стала ария Онегина в исполнении Алексея Тюхина.

Заслуживший любовь белгородских слушателей ещё в октябре (выступление в рамках нового камерного абонемента «Поющая мечта»), воронежский гость в этот раз в полной мере продемонстрировал свое мастерство оперного солиста, уверенно ведя за собой не только слушателей, но и оркестр. Настоящим подарком концерта стала
финальная сцена Татьяны и Онегина, в которой Галина Зольникова и Алексей Тюхин вновь показали намного больше, чем просто концертное исполнение. Сила эмоций, смена переживаний, волнений и мыслей – все это было разыграно убедительно, ярко, но сдержанно, не перешагнув рамки дозволенного и позволительного в условиях концертного номера. Первое отделение в целом показало и ту огромную работу, какая требуется при грамотном исполнении оперной музыки (равно как и от солистов, так и от оркестра и, конечно, дирижера), и ту радость, какая воцаряется в зале после стольких трудов. Герои первого отделения были с лихвой награждены овациями публики и, несомненно, ее ожиданиями новых подобных открытий.

Второе отделение вечера, в противовес первому, представило редко исполняемое сочинение Чайковского – созданную по заказу Коронационного совета для подготовки торжественной коронации Александра III кантату «Москва» на слова А. Майкова.
Шесть взаимосвязанных эпизодов сочинения – три сольных и три хоровых – были блистательно исполнены заслуженной артисткой РФ Ниной Стрижовой (меццо-сопрано), Галиной Зольниковой и Алексеем Тюхиным и Камерным хором (главный дирижер Елена Алексеева). 

Вновь скрепляющим элементом выступил Симфонический оркестр и маэстро Дмитрий Филатов (не можем не отдать дань и музыкантам оркестра, и дирижеру, которые большую часть вечера оставались в тени солистов, но всегда были на высоте).

Включение кантаты «Москва» в новый абонемент было прекрасной находкой. Это и знакомство с неизвестным Чайковским (кантата, к сожалению, редкий гость даже на столичных площадках), и удачный компаньон насыщенному страстями и переживаниями первому отделению. Созданная в эпическом ключе, емкая в образных планах, но компактная и собранная по форме кантата нисколько не утомила взбудораженные оперными эмоциями разум и чувства слушателей, наоборот, вернула размеренность и радость бытия: все выходящие из зала слушатели напевали финальный номер «Слава», адресуя его не только великому Чайковскому, но и артистам вечера.

 Олеся Фиалко (фото Антона Черева)





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!