Следующему концерту фестиваля, который прошёл в Большом зале филармонии 4 марта, накануне вечером предшествовала большая встреча с композитором-пианистом Сергеем Дрезниным. Интерес к этой встрече оказался не меньшим, чем к фестивальным концертам, а первые впечатления — не менее яркими.
3 марта фестивальная публика познакомилась с Сергеем как академическим пианистом-аранжировшиком, а также автором многочисленных мюзиклов. И хотя встреча по определению не могла быть хоть сколько-нибудь полной, всё же она ощутимо дала почувствовать масштабы творческой личности Сергея Дрезнина — многогранно-универсальной и точно вписанной в контекст современной западноевропейской и российской музыкальной жизни.
В программе «От Моцарта до блюза» перед белгородской публикой предстали композитор-пианист Сергей Дрезнин, артист театра и кино Николай Чиндяйкин и рок-музыкант блюзмен Евгений Маргулис, протягивая головокружительную кривую «от классики (классицизма) до джаза». Две столь далёкие друг от друга музыкальные эпохи «звёздным» гостям помогали воплощать и московские — скрипачка Анна Боровик, гитарист Михаил Клягин – и белгородские филармонические музыканты — камерный оркестр филармонии Mezzo Music под управлением Натальи Боровик и дирижёр Дмитрий Филатов.
«Моцарт и Сальери» — театрализованный концерт (по определению его автора) — является частью пушкинской трилогии С. Дрезнина по «Маленьким трагедиям», куда входят «Пир во время чумы», «Дон Гуан» и «Моцарт и Сальери». «Моцарта и Сальери» Пушкина с музыкой С. Дрезнина можно назвать важной премьерой белгородского фестиваля. По выражению Николая Чиндяйкина, это — «ещё одна из версий» бессмертного пушкинского шедевра. Эта версия существует с 2012 г., а в 2013 г. была исполнена в Иркутске на фестивале Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале», и вот сейчас в Белгороде.
Белгородская премьера «Моцарта и Сальери» с музыкой С. Дрезнина нарушает канонические стереотипы восприятия пушкинской пьесы и уже в силу этого не может не стать объектом для дискуссии.
Кто может решать, где та грань в современном прочтении классики, переход за которую разрушает саму эту классику, предлагая её современному слушателю вкупе с несвойственными ей изначально стилевыми напластованиями?
Первое отделение концерта началось исполнением 1-й части 20-го фортепианного концерта Моцарта (солист — С. Дрезнин) с большой авторской импрессионистической каденцией а la Дебюсси. Трагические монологи пушкинскогого Сальери в великолепном исполнении Николая Чиндяйкина сосуществовали в режущем контрасте фарсового эпизода «скрыпача слепого» (С. Дрезнин), переводя «пространство трагедии» в довольно чуждое пушкинской пьесе измерение.
Не «вписывалалось» в текст Пушкина Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, хотя возражать против такой обаятельнейшей замены обычно звучащей здесь Фантазии до минор было трудно, настолько хороша была эта «вставка» в исполнении автора, Анны Боровик и Борислава Струлёва.
Думается, что подобная музыкальная «шоковая терапия» вряд ли имеет шанс пустить глубокие корни в России — там, где традиции, в том числе и традиции исполнения классики, всегда имели глубокий и неотменяемый смысл опоры.
Совсем иначе обстоит дело в области мюзикла, жанра, историю которого в России можно писать с чистого листа.
Точно так же, как пустил корни на русской почве американский блюз, самый яркий представитель которого в русской рок-музыке, легендарный Евгений Маргулис имел во втором отделении огромный успех.
Как и Николай Чиндяйкин, Евгений Маргулис — первый раз в Белгороде, но контакт с залом именитый российский рок-музыкант установил с первой же минуты и зал сразу же вовлекся в происходящее на сцене. Даже те, кто вчера первый раз увидел и услышал одного из ярчайших представителей блюзового направления в российском роке не могли не почувствовать, что они соприкоснулись с искусством высокого профессионализма, с профессионалом, находящимся в отличной творческой форме.
Следующее музыкальное интермеццо, на которое приглашает белгородцев филармония и арт-директор IV BelgorodMusicFest’а состоится вечером 6 февраля в Органном зале (начало 22 -00). Будет звучать – «то вместе, то попеременно» — орган Тимура Халиуллина и виолончель Борислава Струлёва.
Музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Поделитесь событием с друзьями: