Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Джаз с цыганским акцентом buttons


Джаз с цыганским акцентом

30 ноября Белгородская государственная филармония представила слушателям вечер джазовой музыки, в котором приняли участие пианист Даниил Крамер и гитарист Фредерик Белинский.

Известный российский джазовый пианист Даниил Крамер — давний любимец белгородской публики. Великолепное мастерство исполнителя-импровизатора, неподражаемая артистическая манера, личное обаяние превращают каждое его выступление в незабываемый праздник музыки. В Белгороде Даниил Крамер выступал и сольно, и в программах симфонического оркестра, а вот в дуэте с другим исполнителем нашим слушателям предстал впервые.

Его партнёр, французский гитарист Фредерик Белинский, хорошо известен у себя на родине как исполнитель, работающий в стиле джаз-мануш. В России музыканты этого направления стали появляться совсем недавно, а для Франции джаз-мануш такая же неотъемлемая часть музыкальной культуры, как для нас, скажем, русский романс. И что примечательно, джаз-мануш (как и русский романс) формировался под сильным влиянием музыки кочевого народа, соединив в себе характерные ритмические и интонационные особенности джаза с цыганским мелодическим рисунком.

Пристрастие Фредерика Белинского к музыке мануш — не только эстетического свойства, но и… генетического. Ведь в его родословной смешались цыганская, французская, венгерская кровь… И русская, как нетрудно догадаться по фамилии, тоже. Фредерик – прямой потомок, правнук знаменитого русского критика XIX века Виссариона Белинского.

— Фредерик невероятно одарен музыкально, — говорит Даниил Крамер. Это, наверное, передалось ему по наследству от деда, который был учеником великого Рахманинова. И что особенно приятно, сегодня музыкант, оставив Париж, живет и работает в России.

Высочайшая техника владения инструментом, фейерверк импровизаций, каскад разнообразных пассажей и вариаций ладов, красота романтического гитарного звучания, присущая исполнителям джаз-мануш, были продемонстрированы Фредериком Белинским в сольных номерах. Импровизации Даниила Крамера традиционно вызывали в зале шквал аплодисментов. Да и как иначе, если одна из них длилась никак не меньше пятнадцати минут, а другая представляла собой озорную, остроумную музыкальную шутку с узнаваемыми цитатами из популярной классики.

В дуэтах блестящие, самодостаточные солисты показали потрясающее чувство партнера и взаимопонимание: подхватывая ту или иную музыкальную тему, каждый импровизационно развивал ее в партии своего инструмента, и она обрастала новыми затейливыми украшениями.

Европейские и американские мелодии в джазовых интерпретациях с цыганским акцентом звучали свежо и празднично. Впрочем, как и советские шлягеры, появившиеся в программе благодаря Фредерику, который, по словам Даниила Крамера, не отягощен отечественными комплексами и в красивой мелодии видит только красивую мелодию, а не наследие тоталитаризма. Финальный номер Даниил Крамер предварил таким вступлением:

— Как-то раз Фредерик предложил мне сыграть пьесу, которую в России джазмены никогда не играют. Я согласился, но мысленно сказал себе: «Прощай, репутация!» Мы сыграли ее много раз, в том числе и на престижных джазовых фестивалях, однако репутация осталась!

И действительно, чем «Очи черные» хуже напевов французских цыган? Тем более если русский цыганский романс аранжирован в стиле джаз-мануш и исполнен мастерски и со вкусом.

Обозреватель газеты «Смена» Наталья Почернина





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!