Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Эдуард Дядюра: «Музыкант должен обладать широким кругозором» buttons


Эдуард Дядюра: «Музыкант должен обладать широким кругозором»

18 декабря в Овальном зале дома правительства области состоялся концерт из филармонического цикла «Виват, маэстро!» В программе прозвучали симфония №6, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского. Дирижировал симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии Эдуард Дядюра.

Представитель поколения российских дирижеров XXI века, Эдуард Дядюра обладает ярким артистизмом, мощной энергетикой и необычной мануальной техникой. Белгородская публика принимала его восторженно — долгой овацией и возгласами «браво!».

Накануне концерта с дирижёром встретился и побеседовал обозреватель «Смены».

— В одном из интервью вы заметили, что дирижёр — это профессия второй половины жизни. Значит ли это, что прежде чем встать за дирижёрский пульт, музыкант должен накопить не только профессиональный, но и личностный жизненный опыт?

— Так говорили до меня выдающиеся дирижёры, а я просто повторил эту мысль. Действительно, первую половину жизни мы учимся у выдающихся мастеров, впитываем в себя их опыт, а потом в меру своего таланта, в соответствии с собственной индивидуальностью воплощаем то, чему научились. Обычно у дирижёров расцвет профессиональной карьеры происходит после пятидесяти лет. Я только учусь дирижёрскому мастерству, понимая, что для осознанной, глубокой работы над некоторыми произведениями мировой музыки пока не готов. Ведь здесь требуется и высочайший профессиональный уровень, и как вы верно заметили, личностная, человеческая зрелость, опыт жизни.

— Вы как дирижёр стартовали рано?

— Увы, поздно. О чём очень жалею. Музыкой занимаюсь с шести лет, в двадцать попал в капеллу Юрлова. Это для меня был бесценный опыт – я с детства влюблён в хоровую музыку, в звучание многоголосия… А когда я увидел Рикардо Мути, знаменитого дирижёра миланского театра La Scala, познакомился с известным российским маэстро Юрием Симоновым, они настолько меня вдохновили, что я почувствовал в себе желание заниматься именно этой профессией. В 32 года стал симфоническим дирижёром. Поздно. Однако то, что прежде работал с хорами, мне очень помогло: ведь человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент, причём самый совершенный…

— Вы работаете с разными оркестрами, солистами… Как достигается взаимопонимание, и насколько универсален язык дирижёрского жеста?

— А вот вы сами и ответили на этот вопрос! Взаимопонимание достигается именно универсальностью дирижёского жеста. Мануальная техника должна быть понятна и доступна музыкантам, с которыми дирижёр работает…

Но, конечно же, когда начинаешь работу с незнакомым коллективом, самое трудное — это первая репетиция. Ты ещё не привык к оркестру, оркестр не привык к тебе – и возникает дискомфорт от того, что не можешь управлять им в той мере, которая необходима для достижения творческой задачи. Но если дирижёр работает четко, умеет объяснить музыкантам, чего хочет от них, то уже со второй репетиции начинается плодотворный процесс, возникает музыкальный диалог.

— Хочу процитировать фрагмент публикации, посвященной вам. «Маэстро считает, что классика должна существовать в том виде, в каком она создавалась. А его задача — сохранять и доносить её до публики». Вы полагаете возможным передать в исполнении сегодняшних музыкантов не только букву, но и дух произведения давно минувшей эпохи?

— Именно этого я и добиваюсь! Создать атмосферу, проникнуться духом эпохи — вот что важно для музыканта. Если мы играем Моцарта или Баха, то я говорю оркестрантам: «Представьте, будто вы одеты в камзолы, на вас парики…» Это даже на физическом уровне совсем другие ощущения! А если исполняется Седьмая симфония Шостаковича, нужно представить другой образ: война, страдание, горе… Поэтому музыканту необходимо воспитывать в себе творческое воображение и, кроме того, быть личностью с широким кругозором. Это всё очень помогает при работе над произведениями, написанными в разные исторические эпохи и в разных странах.

— Вы много гастролируете в России и за рубежом. Есть ли принципиальная разница в восприятии музыки публикой той или иной страны?

— Самая тёплая публика — это российская. В Америке часто вижу, что люди на концерте жуют жвачку, не стесняются чихать и кашлять. Они привыкли к шоу и нередко после бисов выражают свой восторг свистом и топотом. У нас же в паузе порой можно подумать, что в зале никого нет — такая тишина стоит, так слушатели погружаются в мысли и чувства, которые вызывает у них исполняемое произведение. Вот это поистине дорогого стоит!

Итальянская публика, естественно, очень музыкальная, очень отзывчивая. Немцы – холодноватые, сдержанные. Да, они встают после концерта, аплодируют, но «браво» никогда не кричат.

— Это ваш второй приезд в Белгород. Что вас привлекает в сотрудничестве с провинциальными филармоническими оркестрами?

— Привлекает возможность продолжать учиться своей профессии, совершенствовать дирижёрское мастерство. В Москве есть оркестры, которые играют практически совершенно, и дирижёру трудно им уже что-то предложить. Одна-две репетиции — и произведение готово. А в работе с музыкантами нестоличных городов мне интересно принести пользу оркестру, попытаться за несколько дней повысить его исполнительскую культуру, подарить ему свою любовь, энергию… К тому же в отличие от столичных, провинциальные музыканты не столь пресыщены сотрудничеством с разными дирижёрами, поэтому у них есть определенный творческий голод, они по-настоящему живут музыкой и открыты для совместной интересной работы.

— И последний вопрос — не из области музыки. Вы родились на Украине, сейчас живете и работаете в России. Следите за развитием отношений между нашими странами? Есть ли надежда, что мы не потеряем друг друга?

— Мы два близких по крови и по духу народа. И мне страшно, когда политики разрушают эту многовековую историческую общность. То, что происходит сегодня на моей Родине, отзывается во мне болью. Но человек живет надеждой, и мне хочется верить в то, что разум, мудрость и добросердечие в отношениях между русским и украинским народами всё-таки должны взять верх над сиюминутными политическими страстями.

Беседовала обозреватель газеты «Смена» Наталья Почернина

Эдуард Дядюра родился в Днепропетровске. Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по классам хорового дирижирования и оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером и главным хормейстером хоровой капеллы России им. А. Юрлова, художественным руководителем и дирижёром академического хора Московского государственного университета культуры, дирижером симфонического оркестра «Молодая Россия», академического симфонического оркестра Московской государственной академической филармонии, симфонического оркестра России. Гастролировал в Китае, Чехии, США, Испании, Великобритании, Германии. В настоящее время Эдуард Дядюра — приглашенный дирижер Калининградского симфонического оркестра.

 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!