Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Кто хочет – тот добьётся! buttons


Кто хочет – тот добьётся!

…Это было в 1994 году. На закрытии сезона Белгородской (тогда ещё областной, не государственной!) филармонии недавно созданный симфонический оркестр исполнял вместе со столичным пианистом Владимиром Селивохиным Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.

Я, молодой журналист, пришла на концерт, как говорится, для души, а вовсе не по редакционному заданию: издание, где мне довелось начинать свою газетную судьбу, приказало долго жить. Директор филармонии Иван Григорьевич Трунов, встречавший публику у входа в Овальный зал здания администрации области, поздоровавшись, спросил у меня: «Как дела?» На что я честно ответила: «Плохо…» Но тут же поспешила заверить собеседника: «Иван Григорьевич, даже если я не буду больше работать в журналистике, на филармонические концерты буду ходить всегда!» В ответ лицо моего собеседника просто просияло от радости…

— Это были времена, когда я каждого слушателя, пришедшего на симфонический концерт, знал в лицо, — признался Иван Григорьевич на торжественном вечере, посвящённом его 70-летию. — И очень переживал: а вдруг в зале публики окажется меньше, чем музыкантов на сцене!

Сегодня это может показаться художественным преувеличением… Но это — сегодня, когда филармония имеет свой дом, настоящий дворец музыки, в котором принимают публику большой, камерный и органный залы; когда штат концертной организации значительно расширился и у руководства есть возможность устраивать кастинг среди музыкантов, претендующих на работу в БГФ; когда с филармоническими оркестрами сотрудничают всемирно известные солисты и дирижёры; когда выступления белгородских музыкантов на престижных конкурсах и фестивалях отмечаются премиями и сопровождаются восторженными отзывами авторитетных критиков; когда абонементы (а их уже насчитывается 16!) на следующий сезон раскупаются слушателями ещё в летние месяцы, а концертные программы поражают разнообразием стилей и жанров, имён и эпох…

О том, что так было не всегда, некоторые уже не помнят, а многие и не знают. В 1975 г., когда преподаватель-хоровик Белгородского муз.училища, выпускник Донецкого музыкально-педагогического института Иван Трунов был назначен художественным руководителем областной филармонии, в её штате работали три вокалиста и музыковед. А из музыкальных инструментов была только механическая фисгармония, которую артисты любовно называли кормилицей, ибо все выступления проходили в её сопровождении. По сути филармония тогда представляла собой концертно-эстрадное бюро, занимавшееся прокатом концертов заезжих гастролёров.

Энергичный молодой худрук мечтал совсем о другом — о настоящей филармонической работе, просветительской деятельности среди детей и юношества, интересных музыкальных проектах. И как только штат музыкантов расширился, Иван Трунов приступил к реализации своих творческих задумок.

— Сначала мы сделали монтаж «Евгения Онегина», — вспоминает И. Г. Трунов. — Конечно, без хора, без массовых сцен. Чтец читал пушкинский текст, а солисты исполняли арии из оперы Чайковского. Потом подготовили еще несколько музыкально-литературных программ — патриотическую, детские. И я обратился в городской отдел народного образования, попросил разрешения показать фрагменты наших композиций на совещании директоров школ. Выступали мы час и двадцать минут вместо отведённых двадцати минут, публика заинтересовалась, притихла, и после окончания заведующий гороно сказал: «Всем всё понятно? Будем с филармонией дружить». Так появились наши первые школьные абонементы.

Постепенно слух о деятельности филармонии пошёл по области, и её солистов стали приглашать выступать с концертными программами. В основном работали в районах, на различных предприятиях. Выступали в красных уголках, на полевых станах, на фермах. Порой за месяц давали 60-80 концертов.

«Конечно, я прекрасно понимал, что наша деятельность далека от того, чем должна заниматься филармония, — говорит Иван Григорьевич. — Ведь основная её задача — воспитывать публику на высоких образцах музыкального искусства. Но что мы могли? В лучшем случае — подготовить романсовую программу, поставить детский спектакль. Но у нас даже инструментов не было! Однажды я заикнулся о том, что хорошо бы создать камерный ансамбль, но мне сказали: «Спустись с небес на землю, кому он нужен?»

А потом наступило время, когда сама жизнь заставила реализовывать то, о чем давно мечтал Иван Трунов. Во-первых, в годы перестройки прекратился жесткий диктат из центра: сколько и каких коллективов может иметь областная филармония. Во-вторых, из-за общей неразберихи в стране гастрольная жизнь не то чтобы сошла на нет, но значительно обеднела. В начале 90-х годов в Белгороде стали организовывать музыкальные коллективы. Камерный ансамбль получил «прописку» в филармонии, другие вошли в состав только что образованного Центра музыкального искусства (в 2009 г. после его реорганизации четыре крупных профессиональных коллектива — оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, камерный хор и вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» — перейдут под крыло БГФ).

Иван Григорьевич Трунов обратился к тогдашнему начальнику областного управления культуры Андрею Владимировичу Кулабухову с идеей, которую сам теперь называет сумасшедшей: «Давайте попробуем на основе камерного ансамбля создать симфонический оркестр. У нас есть фагот, труба, валторна, других духовиков пригласим из Харькова. Хотя бы раз в месяц-два будем организовывать концерты». Андрей Владимирович ответил: «Делайте расчеты». В общем, начало было положено. А тут ещё, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После развала СССР в Белгород из столиц национальных республик приехало немало высокопрофессиональных музыкантов. И у руководства филармонии (а с 1993 г. Иван Трунов стал не только её художественным руководителем, но и директором) появилась возможность значительно укрепить нарождающийся коллектив. В том же 1993-м он представил публике свою первую программу.

Наверное, именно с этого момента и начался отсчёт качественно нового этапа в истории белгородской филармонии. Хотя создание симфонического оркестра в городе, где не было не только высшего музыкального учебного заведения, но и устойчивого интереса широкой публики к классической музыке, традиций посещения серьёзных концертных программ, многие тогда сочли авантюрой Трунова. Но, как поётся в песне одного из любимых Иваном Григорьевичем композиторов, «кто хочет — тот добьётся»! И кто занимается созидательной работой, добавлю, обязательно получает поддержку — рано или поздно, но лучше вовремя. В судьбе Трунова это случилось именно вовремя, когда накопленный опыт уже позволял решать новые творческие задачи. Осенью 93-го (поистине судьбоносный для Трунова год!) у директора филармонии состоялась встреча, которую сам он считает счастливой и для себя, и для возглавляемой им концертной организации.

— Я шёл из филармонии в художественный музей и заметил, что туда же направляется начальник управления культуры с незнакомым мне мужчиной, — вспоминает Иван Григорьевич. — Они подошли, Андрей Владимирович представил меня, а потом говорит: «А это, Иван Григорьевич, новый глава областной администрации Евгений Степанович Савченко. Он только сегодня прибыл в Белгород». «Замечательно, — сказал я, — если глава администрации в первый же день работы идёт в учреждение культуры! Это нас очень обнадёживает!» Видимо, это был тот случай, о каких говорят: «Твои слова — да Богу в уши». Потому что довольно скоро я ощутил действенную поддержку руководителя области. Для проведения концертов нам был предоставлен Овальный зал администрации, оркестрантам выделялись квартиры. Ну, а история с приобретением рояля «Стенвей» вообще казалась фантастической! Сначала в зале установили рояль «Эстония», и при встрече с Евгением Степановичем я посетовал на то, что не могу пригласить на гастроли именитых пианистов. «Почему?» — поинтересовался глава. «Ну так на сцене же дрова стоят!» —ответил я. Евгений Степанович выяснил у меня, какой инструмент считается лучшим, сколько он стоит, и через год на открытии нового сезона филармонии с оркестром играл народный артист СССР Николай Петров!

На самом деле, если окинуть мысленным взором последние 20 лет истории Белгородской государственной (этот статус она получила в 1995 г.) филармонии, многое кажется действительно фантастическим. Симфонический оркестр, в котором первоначально было 30 музыкантов, теперь насчитывает 108 человек. Этот коллектив стал базой для ведения широкомасштабной филармонической деятельности по музыкальному просвещению публики, реализации самых дерзновенных творческих проектов. Работать с оркестром, который сегодня возглавляет прекрасный маэстро, заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин, почитают за честь звёзды российского исполнительского искусства. Не случайно в 2010 г. симфонический оркестр стал лауреатом премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства, был приглашен для участия в фестивале «Панорама музыки России», посвященном 50-летию Союза композиторов России и приуроченном к X съезду Союза композиторов России.

Кропотливо и любовно собранный И. Труновым букет голосов филармонии позволяет не только регулярно выпускать сольные программы, программы вокальных циклов, но и осуществлять оперные постановки. Я помню самую первую из них — «Колокольчик» Г. Доницетти. На сцене Овального зала — только оркестр и несколько солистов. Но как мы, белгородские слушатели, радовались в далёком уже 1995 г. концертному исполнению одноактной оперы! Потом были «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини… Первой оперой, поставленной уже в сценическом исполнении, стал «Дон Паскуале» Доницетти, открывший для публики не только вокальный, но и драматический потенциал солистов филармонии. С огромным успехом прошли и представления оперного спектакля «Алеко» Рахманинова…

Выстроенная филармонией система абонементов позволяет начинать работу по музыкальному просвещению слушателя с самого раннего возраста (концертные циклы для детских садов и семейные воскресные утренники пользуются у публики невероятным успехом) и продолжать эстетическое воспитание в рамках школьного и студенческого абонементов. О разнообразии концертной афиши филармонии, которая предлагает публике музыку от Баха до Оффенбаха и не только, вряд ли мог мечтать и сам Иван Григорьевич Трунов, когда стал перестраивать деятельность областной филармонии, и белгородские слушатели, которые сегодня имеют возможность выбрать из множества филармонических абонементов то, что соответствует их вкусам и степени «продвинутости» в музыкальном искусстве.

Но не только пропагандой классического музыкального наследия занимается филармония. В её палитре много красок — это и эстрада, и джаз, и народное искусство… И каждое из направлений филармонической деятельности находит своих слушателей. Поэтому вполне заслуженно в 2010 году Белгородская государственная филармония была награждена Международной общественной премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!», а за высокую гуманитарную и просветительскую миссию концертной организации присвоен статус «Национальное достояние-2010».

2010 г. был увенчан ещё одним великим (это именно тот случай, когда пафос вполне уместен!) событием в истории Белгородчины — открытием реконструированного здания Белгородской государственной филармонии. На торжественной церемонии Иван Григорьевич Трунов вспоминал, вероятно, как десятилетиями белгородские музыканты ютились и мыкались по тесным, тёмным, не приспособленным для ведения репетиционного процесса и концертной работы помещениям. Лишь с передачей БГФ здания бывшего ДК железнодорожников у них появился свой дом. Но пребывал он в таком запущенно-разбитом состоянии, что пригласить в него дорогих гостей было неловко. И вот спустя два года после начала строительных работ новое здание филармонии предстало во всём своём великолепии сияния люстр, блеска зеркал, великолепия отделки интерьеров… Большой зал почти на 600 мест, малый — 300 мест! И главное — у каждого творческого коллектива появились репетиционные комнаты, а ещё — гримёрные и костюмерные, которых артистам так не хватало прежде!

— Надо очень мечтать, сильно и страстно мечтать, чтобы твои мечты сбылись. Но о таком доме музыки не мечтал даже я! — не скрывая волнения, с дрожью в голосе признался Иван Григорьевич, принимая символический ключ от филармонии.

Новое здание открыло перед коллективом под руководством заслуженного деятеля искусств России Ивана Трунова новые возможности. Так, в прошедшем году на площадке БГФ состоялся хоровой фестиваль имени С. Дегтярёва и Г. Ломакина, было возобновлено проведение Всероссийского фестиваля современной музыки, организованы творческие акции для детей, интересные и содержательные концертные программы подготовлены для камерного зала… А под занавес года белгородским слушателям была представлена «корона филармонии» — орган немецкой фирмы Hermann Eule… Это значит, что у команды Трунова снова «планов громадьё»: если концертная организация располагает таким сокровищем, то можно надеяться на появление в её репертуаре уникального абонементного цикла…

…Почему-то вспомнилось, как на открытии нового здания филармонии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн назвал Ивана Григорьевича …дядей Ваней. Что ж, руководителя Белгородской государственной филармонии и чеховского героя роднит то, что оба они — мечтатели. Но литературный дядя Ваня, по собственному его признанию, «проворонил» жизнь, а Иван Трунов, поверив в свою мечту, много и упорно работал над её воплощением в реальность. И увидел «небо в алмазах» — вот оно сверкает, блистает и переливается огнями дворца музыки, гармонии и света! Но Иван Григорьевич знает, что где-то на краю этого неба есть линия горизонта, за которой открываются всё новые и новые перспективы…

Наталья Почернина (фото Владимира Юрченко)

Читать материал на сайте газеты «Смена»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!