Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Музыкальная эйфория buttons


Музыкальная эйфория

Проходивший в Белгородской государственной филармонии второй Международный музыкальный фестиваль только закончился – на самой высокой ноте слушательского восторга и исполнительского мастерства. А его арт-директор Борислав Струлёв уже хватается за голову: «Господи! Что же мне сделать в следующий раз? Как удивить белгородцев?!».

Действительно проблема!.. Виолончелист с мировым именем и удачливый менеджер, как говорится, «сам виноват»: по его зову на второй фестиваль «Борислав Струлев и друзья» приехали не просто выдающиеся музыканты современности, но ещё и яркие индивидуальности, задавшие ему самую высокую творческую планку.

А именно: канадский пианист-виртуоз Мэтт Херсковиц, которого называют «Оскаром Питерсоном XXI века»; американский скрипач, обладатель высшей для исполнителей на этом инструменте награды – золотой медали международного конкурса Н. Паганини Александр Марков; молодой, но уже собравший коллекцию международных и российских наград, живущий в Германии баянист Айдар Гайнуллин; оркестр необычного акустического звучания «Папоротник»; замечательный ударник Д. Севостьянов из Санкт-Петербурга; лауреаты международных конкурсов скрипачка А. Боровик, контрабасист А. Чирков

Пообщавшись с гостями на пресс-конференциях и во время интервью, понимаешь: это бесконечно преданные музыке люди, вечные экспериментаторы, которым узки рамки музыкальной «академии».

— Я настолько счастлив тем, что делаю, что никогда не променял бы это только на «звездную» карьеру классического пианиста, – говорит М. Херсковиц. — Классика всегда со мной, я люблю Баха, Шопена, Шумана, но… я хочу найти свой «голос», меняя ритм, темп, соединяя в своих аранжировках известных произведений различные музыкальные стили и направления!

Для белгородского фестиваля Мэтт специально написал небольшую музыкальную заставку BelgorodMusicFest (меломаны могут найти ее на сайте с таким же названием) — её исполнением начался второй концерт. А после канадский виртуоз, воспитанник русской пианистической школы в лице педагога-музыканта Владимира Виардо, потряс публику размахом своего творческого диапазона. Сначала он темпераментно исполнил собственные аранжировки Баха, Шопена и Шумана, в которых великая музыка зазвучала совершенно по-новому. А потом непринужденно перевоплотился в тончайшего лирика, акварельно нежно сыграв отрывки из своего мюзикла «Белла. Краски любви», посвященного жене и музе Марка Шагала. Щемящие звуки фортепиано, виолончели, скрипки плыли над залом небесным, уходящим в Вечность облаком, говоря о любви, которой не страшна смерть.

Одним из сюрпризов насыщенной трехдневной программы фестиваля стало остроумное и блестящее исполнение Мэттом Херсковицем (фортепиано) и Бориславом Струлёвым (виолончель) «Приношения владыке Иоанну». Митрополит является сопредседателем Фонда развития классического музыкального искусства, спонсора фестиваля, которому дал архиерейское благословение. Слушатели узнали, что владыка пишет музыку, и именно на тему его блюза музыканты накануне до четырех утра сочиняли и репетировали свою остроумную, блестящую пьесу.

Во время исполнения Мэттом Херсковицем знаменитого этюда С. Прокофьева, этого пробного камня для всех музыкантов, за сверхсложность давно прозванного «местью» великого композитора пианистам, публика впала в какой-то транс. И так практически неисполнимое произведение Мэтт усложнил до чрезвычайности, превратив ее, как шутят музыканты, в «месть Прокофьеву». Какая-то неукротимая энергия разливалась от вздрагивавшего под натиском канадца «Стейнвея», вместе с пульсирующим ритмом ударных (О. Иванов) и контрабаса (П. Могильниченко) создающая образ огромного бьющегося сердца, заставляющего бурлить живую кровь Жизни.

— Музыкальный гений, выдающийся музыкант, перед которым нужно просто снять шляпу! Он стал для меня открытием, — поделился в антракте заслуженный деятель искусств России И. Трунов. — Блестящая техника, эмоциональный и интонационный диапазон, а какая тонкая красивая музыка в его мюзикле! Там на самом деле очень много любви…

Необыкновенно обаятельного виртуоза-баяниста и талантливого композитора Айдара Гайнуллина белгородская публика успела полюбить еще с прошлого фестиваля. Однако Айдар приехал в Белгород снова не за тем, чтобы любовь не осталась «безответной».

— Мы давно дружим с Бориславом Струлёвым, великолепным и разнообразным музыкантом. При общении и игре с ним всегда происходит колоссальный обмен энергией, заряжаешься позитивом. Я с таким музыкантом всегда готов играть, отменять любой концерт и ехать, куда он позовет! — признался Айдар.

Поражают богатые возможности баяна, ставшего в последние годы необыкновенно модным инструментом. Мало того, что он создает искрометную атмосферу праздника, музыканты признают — с закрытыми глазами и при хорошей акустике его от органа не отличишь! А что уж говорить о единственном в своем роде баяне Айдара, который в его руках может работать как синтезатор, заменяя много разных инструментов! Айдар, Борислав и Мэтт совместно с белгородским оркестром Mezzo Music (руководитель Н. Боровик) совместным выступлением, живым, артистичным, буквально взорвали белгородскую публику. Харизматичный Гайнуллин с очаровательной улыбкой, которую умело пускал в ход, к восторгу публики исполнил свой фантастический саундтрек к культовому фильму «Эйфория», «Танго для Клод» Р. Гальяно, «Фиесту» А. Пьяццоллы, зажигательный ирландский «Танец огня» и многое другое, так что к концу второго фестивального концерта зал на самом деле пребывал в блаженном состоянии эйфории.

Многогранно талантливый музыкант подготовил также свой сюрприз (кажется, сюрпризы уже стали характерной особенностью фестиваля!), удивив хорошо поставленным вокалом. Выпускник двух отделений Гнесинки, народного и вокального, не только играет, пишет музыку, поёт, но ещё и выступает в качестве актера в драматических спектаклях своего друга Ивана Вырыпаева.

Третий концерт фестиваля был полностью отдан скрипачу из США Александру Маркову, о котором великий скрипач Иегуди Менухин однажды сказал: «Он несомненно один из самых блестящих скрипачей своего поколения. Он оставит яркий след в анналах скрипичной виртуозности нашего времени». Суперзвезда тем не менее приехала в Белгород заранее – специально порепетировать с филармоническим хором и вызванным специально из Петербурга барабанщиком Дмитрием Севостьяновым. Поскольку выступление в Белгороде было ПРЕМЬЕРОЙ его «Рок-концерта» в России!

Алекс, как зовут его на Западе, из знаменитой семьи скрипачей Марковых, эмигрировавшей из СССР в 1975 году, когда он был ребёнком. Получив от родителей русскую школу игры на скрипке и в то же время с первых шагов по американской земле беззаветно полюбив рок-н-ролл, Марков считает себя обязанным нести особую миссию. В США Александр дает концерты для молодежи, в первом отделении которых всегда звучит классика во всей ее глубине и непознаваемости, а во втором – развлекательная музыка, рок. «Молодежь на Западе не любит ходить на классические концерты, и я стараюсь таким образом привлечь и заинтересовать их», — говорит скрипач.

В первом отделении белгородского фестиваля слушатели также могли насладиться мягким, певучим звуком скрипки Александра Маркова, исполнявшего музыку А. Вивальди и знаменитый каприс Н. Паганини. Во второй части концерта академичная мелодичность подчас заставляла забывать, что в руках у музыканта не изящное творение Страдивари, а электрическая скрипка, усиленная двумя дополнительными струнами, которая может реветь, как бас-гитара.

На контрастах и было построено сочинение композитора, основной темой которого является стремление человека к Свободе и неизбежные жертвы на пути ее обретения. Камерный хор Елены Алексеевой, звучавший как своеобразный голосовой инструмент, скандировал это сладкое слово: Freedom! Музыкант не ограничивает слушателя какой-то определенной авторской трактовкой этой темы, предоставляя толковать его по-своему: «Со времен Иисуса Христа это слово очень важное, и каждый под ним подразумевает нечто свое — свободу творчества, свободу личности, духовную свободу…».

Тема жадного устремления человека к свободе звучала мощно и драматично, а в момент кульминации в зале погас свет, и в полной темноте огненной палицей взмыл светящийся смычок необыкновенной скрипки, давая багровый отсвет на лицо и руки музыканта. Эмоциональность музыки и исполнения соединилась тут с символикой цвета, придав какой-то мистический оттенок всему действу.

Что важно: на трех фестивальных концертах белгородцы не только упивались музыкальным даром приезжих звезд, но и по-новому увидели своих «родных» белгородских музыкантов. Выступления гостей неизменно сопровождал филармонический струнный оркестр Натальи Боровик Mezzo Music, который все приезжие музыканты буквально захвалили, а Камерный хор Елены Алексеевой очень по душе пришелся Александру Маркову, который видел в своей жизни немало исполнителей, и его похвала что-то значит!

Оценили звезды также нашего гитариста Юрия Алешникова, флейтистку Анжелу Осипову, ударника Олега Иванова, контрабас Павла Могильниченко. Совместные выступления на сцене с необычным репертуаром, участие в мастер-классах гостей-виртуозов очень многое дали музыкантам белгородской филармонии в профессиональном плане.

А слушатели говорили о фестивале с огромным восхищением, едва ли не благоговением.

В. Слободчук, директор БГАДТ имени М. С. Щепкина:

— Это музыкальный пир — всё, что делает этот фонд! (Фонд развития классического музыкального искусства. – Ред.). Я представитель того поколения, которое росло, когда в Белгороде была одна (!) музыкальная школа на весь город. А сегодня мы стали причастны к творчеству лучших музыкантов мира. И мы это слушаем у нас в Белгороде!

Л. Алексеева, музыкант-педагог:

— Я настолько потрясена игрой Мэтта Херсковица, это просто невообразимо! Я в жизни «живьем» не слышала пианиста такого уровня, только в записи — С. Рихтера, Э. Гилельса. До конца жизни буду вспоминать, как мне повезло!

Г. Сахневич, специалист по рекламе:

— Для имиджа Белгорода этот фестиваль имеет огромное культурообразующее, образовательное значение. Я верю, что у него будет все больше поклонников, и люди начнут стремиться вступить в этот «элитный клуб» ценителей музыкального искусства, классического и современного, а не тратить деньги на какую-нибудь ерунду. Здесь можно увидеть мега-звезд, настоящих профи! Это праздник для души, феерия!

P. S. Во время одного из интервью журналистам скрипач Александр Марков сказал: «Я под впечатлением, что Борислав организовал этот проект. Столько музыкантов, и все такие разные. Смелые программы, что очень хорошо, их трудно представлять публике, ведь сегодня организаторы боятся напугать спонсоров. А для искусства музыкального смелость очень нужна, именно так рождаются новые идеи. И помимо творческих проблем арт-директору нужно было решать множество проблем организационных. И он ничего не забыл, все контролировал, это очень ценно! Он очень много может дать этому региону в культурном плане. Спасибо, Борислав!». Мы все — и журналисты, и слушатели, и музыканты – присоединяемся к этому большому «спасибо».

На снимке:

канадский пианист Мэтт ХЕРСКОВИЦ;

скрипач-виртуоз из США Александр МАРКОВ

в первом отделении концерта исполнял классические произведения

Н. Кутковая (фото автора)

Читать материал на сайте газеты «Белгородская правда»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!