Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Белгородская филармония завершила 45-й сезон buttons


Белгородская филармония завершила 45-й сезон

6 июня в Большом зале Белгородской государственной филармонии симфоническим концертом под управлением главного дирижёра оркестра БГФ заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина с участием лауреата Международных конкурсов пианиста Андрея Ярошинского (Москва) закончился юбилейный концертный сезон.

По традиции концерт предваряло заключительное слово директора и художественного руководителя филармонии — заслуженного деятеля искусств России Ивана Григорьевича Трунова. Его выступление во многом определялось тем, что в день концерта Иван Григорьевич вернулся из деловой ознакомительной поездки по Австрии. Эта поездка делегации руководителей российских концертных учреждений была организована Союзом концертных организаций России, членом которой является Белгородская филармония.

Иван Григорьевич, конечно же, не мог не поделиться со слушателями переполнявшими его чувствами. Чувствами радости оттого, что увиденное и услышанное им в Вене, Зальцбурге, Граце и других городах одной из самых музыкальных стран Европы вполне выдерживает сравнение с филармоническим комплексом Белгорода, его коллективами и артистами.

Начался концерт. Концерт был великолепен. Он вызывал у слушателей те же восторженные эмоции, которые были продолжением радости, переполнявшей Ивана Григорьевича Трунова.

Контрастная программа концерта выразительно соединяла трагическую мощь сложнейшего «циклопического» Второго фортепианного концерта Сергея Прокофьева, в котором блестяще солировал Андрей Ярошинский, и упоительную оркестровую роскошь «Рубенса советской музыки» Арама Хачатуряна в сюитах — из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и балету «Спартак».

Приглашение на завершение 45-го сезона Андрея Ярошинского невольно возвратило память к началу этого «уникального» (по выражению Ивана Григорьевича) концертного года, который проходил с участием блистательной Екатерины Мечетиной.

Оба исполнителя — пианисты со сложившейся международной репутацией; оба входят в самый верхний ряд успешных молодых артистов; оба являются продолжателями и гордостью современной российской пианистической школы. 26-летний Андрей Ярошинский впервые побывал в Белгороде в декабре 2005 г.

Тогда студент класса профессора Московской консерватории Веры Васильевны Горностаевой (у которой он закончил с отличием консерваторию и аспирантуру) приехал в Белгород вместе со своим профессором и соучениками по классу. Именно 2005 г. принёс молодому пианисту первую серьёзную награду — он стал победителем международного конкурса пианистов в Варшаве. За варшавским конкурсом потянулась череда побед на многочисленных международных конкурсах в разных странах, выступления за рубежом и в России, выступления с лучшими оркестрами, выступления в престижных залах.

Талант молодого исполнителя получает поддержку ведущих отечественных музыкальных фондов. Андрей Ярошинский — стипендиат фонда Мстислава Ростроповича (именная стипендия Г. Г. Нейгауза). Великий виолончелист, услыхав 16-летнего киевского юношу, помог ему и его семье перебраться в Москву и до конца жизни опекал его.

Андрей — стипендиат фонда Д. Шостаковича, а также обладатель именной стипендии Президента России. С 2009 г. он является официальным артистом фирмы Steinway & Sons. У молодого пианиста — репутация выдающегося российского шопениста (напомним, что его единственный педагог Вера Горностаева была ученицей Генриха Нейгауза — одного из лучших советских исполнителей Шопена).

Запись исполнения мазурок Шопена А. Ярошинским на шопеновском конкурсе 2005 г. была включена в международный проект Mazurka Project. Этот проект, организованный Международным центром истории и анализа записанной музыки, изучает изменения в стилях исполнения мазурок Шопена за последние 150 лет, в том числе такими выдающимися исполнителями прошлого, как Артур Рубинштейн, Галина Черны-Стефаньска, Артуро Бенедетти-Микельанджели, Альфред Корто, Владо Перльмутер и другими.

Для белгородских слушателей новый приезд Андрея Ярошинского в расцвете его исполнительского таланта стал настоящим открытием. Святослав Рихтер называл Второй концерт Прокофьева одним из немногих самых сложных произведений фортепианного репертуара. Концертом-реквиемом назвала его Мария Вениаминовна Юдина, одна из первых (после автора) и лучших его исполнителей. Глубокая, сдержанная, трагически-траурная образность концерта связана с его посвящением консерваторскому другу юности композитора Максимиллиану Шмидтгофу, покончившему с собой в апреле 1913 г.

Величественная, цельная, неистощимо разнообразная 4-хчастная конструкция концерта сама по себе — показатель художественной и человеческой зрелости исполнителей. Трагический смысл концерта был раскрыт исполнителями с поразительной естественностью и чувством меры. Редко кто из гастролирующих пианистов так «совпадал» бы с белгородским дирижёром в единстве понимания, ощущений, технического выполнения, притом, что постоянно ведущая роль солиста была отмечена благородством и сдержанностью.

Красота звучания рояля в простых, неброских русского склада мелодиях, строгий прокофьевский лиризм и элегичность, типично прокофьевское остроумие, доходящее до дерзости и язвительности, устрашающая мощь и неисчерпаемость двигательной энергии — всё то, что на премьере почти сто лет назад вызывало скандал, сегодня было воспринято с горячим энтузиазмом.

Нескончаемые аплодисменты закончились виртуознейшей транскрипцией Владимира Горовица на тему «Цыганского танца» из «Кармен» Бизе, поразившей не только высочайшей технической безупречностью, но и редкостно красивой звуковой палитрой и какой-то особой сдержанной элегантностью.

Глубоко эмоциональная, чувственная, предельно «горячая» музыка Хачатуряна — благодатный простор для такого послушного, гибкого, чуткого оркестра как белгородский. Прекрасный баланс оркестровых групп, великолепные многочисленные soli (как, например, дуэт концертмейстера группы скрипок Ирины Бывальцевой и кларнета Юрия Макаренко в «Ноктюрне» из музыки к «Маскараду») вызвали столь жаркие овации, что заставили Рашита Нигаматуллина завершить этот «лукуллов пир» музыкальной роскоши двумя самыми знаменитыми фрагментами из хачатуряновского балета «Гаянэ».

А вскоре белгородскому симфоническому оркестру предстоит выход на новые рубежи. В сентябре-октябре этого года оркестр во главе со своим главным дирижёром едет в Екатеринбург, чтобы выступить на II Форуме симфонических оркестров России, наряду с оркестром «Новая Россия» Ю. Башмета, Красноярским симфоническим и другими ведущими отечественными оркестровыми коллективами.

Музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!