10 января в Органном зале Белгородской государственной филармонии звучала фортепианная и клавесинная музыка. В рамках своего абонемента «Роман с роялем» заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова исполнила сочинения сыновей И. С. Баха (Ф. Э. и И. К. Бахов), а также М. Клементи и В. Моцарта. В программе концерта принял участие хор воспитанников воскресной школы Смоленского собора под руководством Светланы Клименко.
В первые дни Нового года и Рождества филармония дарит своим слушателям особые, неповторимые музыкальные впечатления. Атмосфера волшебства и красоты, встреча с изумительными творениями композиторов прошлого – слушатель, словно ребенок, радуется изобилию прекрасного.
Абонемент «Роман с роялем» Ирины Соколовой не первый год знаком многим белгородцам и гостям города, и каждый раз он представляет публике известные и забытые шедевры, позволяя открыть их себе впервые или с новой стороны. Безусловно, уникальные авторские комментарии пианистки, идущие из глубины ее души и богатого исполнительского и педагогического опыта, – это одна из изюминок абонемента.
Концерту предшествовала церемония вручения Ирине Викторовне Соколовой Архиерейской грамоты «в благословение за усердные труды во славу Белгородской Митрополии».
Примечательной стороной концерта явилось совместное выступление солистки с хором воспитанников воскресной школы Смоленского собора под руководством Светланы Борисовны Клименко. Хор колокольчиков из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта звучал в их исполнении особенно трогательно.
Увлекательный экскурс в историю фортепианного искусства с рассказом о первых клавишных инструментах, звездах-исполнителях разных эпох, их творческих состязаниях (Моцарт – Клементи, Бах – Маршан) в сочетании с собственными исполнительскими заметками и откровениями Ирины Соколовой мог стать хорошим уроком как для учеников и студентов, так и для давних поклонников фортепианной музыки. Почему играть на клавесине в эпоху Баха и Моцарта считалось престижным? В каком году появилось фортепиано, и почему его поначалу недооценили в музыкальных кругах? Кто был родоначальником русской фортепианной школы? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы можно было узнать, посетив концерт филармонии.
Слушая творения Филиппа Эммануила и Иоганна Кристиана Бахов в исполнении автора – изящную пьесу «Сольфеджио» или фрагмент сонаты соль мажор – задумываешься о том, как много родственного можно найти в этих редко звучащих на сцене полотнах с сочинениями Вольфганга Амадея Моцарта. И в отношении тематизма, и в гармоническом и формообразующем плане.
Фортепианная соната ля минор (в трех частях) В. Моцарта была исполнена Ириной Соколовой в память об одном из ее педагогов.
Нечасто исполняемая фа диез-минорная соната М. Клементи, три его этюда из сборника «Путь к Парнасу», знаменитая до-мажорная соната Моцарта… – каждое из представленных сочинений были с интересом приняты публикой.
«Отмечая оригинальность или самобытность игры крупного артиста, мы стремимся выделить его среди более заурядных исполнителей, как будто может быть удовлетворяющее художественным требованиям исполнение без внесения индивидуальных черт в процесс игры на инструменте», – писал Самуил Фейнберг в своем знаменитом труде, посвященном искусству пианизма. Думается, что эти слова вполне могли бы быть отнесены к Ирине Соколовой и ее авторскому абонементу «Роман с роялем».
Музыкальный обозреватель БГФ Марина Андрейкина
Фото автора
Поделитесь событием с друзьями: