Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » «Новый год – это серьёзно!» buttons


«Новый год – это серьёзно!»

22 декабря 2017г., за несколько дней до католического Рождества, в Органном зале Белгородской государственной филармонии в 19:00 ч. состоялся концерт, посвящённый Его Величеству – Органу. Примем во внимание, что орган – прежде всего, инструмент, с давних времён незаменимый в католическом богослужении, поэтому новогодний концерт, по большей части, был ориентирован не на русский Новый год, а на европейское Рождество. В концерте звучало множество сочинений зарубежных композиторов, но преимущество было отдано произведениям И.С. Баха.

Image 8

Открыла программу концерта органная Фантазия соль минор И.С. Баха в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина. Психологическое, драматическое произведение произвело на слушателей глубоко странное впечатление. Хотя удивительного в этом мало. Перед началом концерта заслуженный работник культуры РФ Людмила Сидорова оповестила зрителей, что вся музыка, которая прозвучит в концерте, направлена на то, чтобы зрители думали, размышляли, рисовали в своём воображении образы и воспоминания, которые навевает им то или иное произведение. Возможно, в преддверие праздничного настроения некоторые думали о том, какой нелёгкий год им пришлось пережить, а кто-то может заглянул в глубины своей души и нашёл там чувство неопределённости или мысли о смысле бытия… Всё это примерно так и было, потому что в своей многогранной музыке И.С. Бах передал различные оттенки чувств сложной человеческой души.

Image 2

Следующим номером, когда зрители  уже морально «вызрели» к драматическим сюрпризам органиста, прозвучала Прелюдия И.С. Баха-А.И.Зилоти си минор для органа и рояля в исполнении Тимура Халиуллина (орган) и лауреата международных конкурсов Владимира Исаева (фортепиано). Теперь, настрадавшись в Фантазии, зрители окунулись в непрерываемый поток тревоги и бесконечной печали мятущейся человеческой души. Слаженный фортепианно-органный дуэт сменился снова солирующим органом.

IMG_20171222_191205_HDR

Оставаясь верным великому гению И.С.Баха, Тимур Халиуллин исполнил Шюблеровский хорал И.С.Баха «Пробудитесь, зовёт нас голос». Этот хорал  изначально был написан для трио: скрипки, виолончели и трубы, но потом был переложен композитором для одного органа. Прозвучала простая, но задорная музыка. Вот и праздничный свет ощутили слушатели в программе концерта. Отметим, что без музыки этого хорала не обходится ни одно католическое Рождество. По словам Тимура Халиуллина, не смотря на внешнюю простоту и незатейливость музыки, исполнять её крайне неудобно. Но благодаря мастерству органиста, никаких сложностей исполнения со стороны зрителей заметно, конечно, не было.

Image 5

Далее, после нескольких минут морального «отдохновения», зрители снова окунулись в мир нешуточных страстей. Драматическое и глубоко задумчивое настроение создал Тимур Халиуллин и не отпускал из этого состояния, исполнив две прелюдии Баха на тему лютеранского хорала «Приди, язычников Спаситель». А также, была представлена не менее серьёзная Фантазия и фуга Ф.Листа на тему BACH. Как видно из названия, в этом произведении великий композитор эпохи романтизма отдал дань памяти великому композитору эпохи барокко. Кстати, контраст характеров между второй прелюдией на тему хорала «Приди, язычников Спаситель» и фантазией и фугой на тему «BACH» был незначительный, не считая контрастов средств выразительности и временных рамок произведений. Тем не менее, насыщенная волевыми, трагическими интонациями тема хорала Баха ни чем не уступала сложнейшему в драматургическом, техническом и образном плане сочинению Ф. Листа. Вот уж где задумаешься над словами Л.В. Бетховена: «Не ручей, а море ему имя!»… У Ф.Листа получился целый океан!

После такой серьёзной, насыщенной в эмоциональном ракурсе программы первой части концерта было приятно услышать светлую, простую в понимании, даже несколько наивную «Маленькую ночную серенаду» венского классика – В.А. Моцарта в переложении для органа Тимура Халиуллина. Снова появилось настроение праздника, кто-то, наверняка, вспомнил, как на одном из прошлых концертов Тимур исполнял это же произведение в старинном одеянии с рюшами и парике, которые носили при жизни В.А. Моцарта. Это было очень забавно и, в некотором смысле, зрелищно, а ролик на Ютубе с этим сочинением заработал ни много ни мало – 1000 просмотров!

Image 6

Следующий, премьерный номер программы стал изящным и гармоничным украшением концерта. Прозвучала очаровательная пасторальная зарисовка «Дуэт Лакме и служанки Маллики» из оперы Л.Делиба «Лакме». Прелестными цветочками этого произведения стали лауреаты международных конкурсов – Галина Зольникова (сопрано) и Оксана Никитина (меццо-сопрано), а партию оркестра исполнили Тимур Халиуллин (орган) и лауреат международных конкурсов – Олег Шейна (виолончель).

Насладившись полной жизни музыкой французского композитора, зрители услышали не менее живой номер, а может даже и более, русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова. Тимур Халиуллин исполнил на органе ногами знаменитейший «Полёт шмеля» для солирующей педали. Открыв рты от изумления и затаив  дыхание, зрители слушали музыку, а в голове звучали слова А.С. Пушкина: «Это диво, так уж диво!»

Image 7

Поразив всех виртуозным владением педальной техникой, органист исполнил не менее сложное и захватывающее дух произведение современного композитора Д. Григоруце «Радуйся, Равви» из органной мессы. Этим произведением нам словно опять хотели напомнить о глубоко философском, драматическом настроении в музыке И.С. Баха, Ф.Листа. К тому же, образная сфера этого произведения очень близка темам сочинений тех композиторов, не считая, разумеется, совершенно иных средств музыкальной выразительности. Ведь, как известно, И.С.Бах был очень религиозным человеком и в своих произведениях часто обращался к сюжетам Евангелия. Вот такой получился диалог эпох!

IMG_20171222_190037_HDR

И снова, окутав слух зрителей любовью и нежностью, уже давно полюбившийся всем дуэт виолончели (Олега Шейны) и органа (Тимура Халиуллина) исполнил ещё одну премьеру вечера – Романс К.Сен-Санса в переложении для этих инструментов. И не искушая более зрителей серьёзной, иногда суровой музыкой, музыканты: Тимур Халиуллин (клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель) и лауреат международных конкурсов – Сергей Коваленко (вибрафон), завершили вечер, по словам Людмилы Сидоровой, «очаровательным зимним штрихом», – музыкой М.Таривердиева «Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Зрители были в восторге от программы концерта, от мастерства исполнителей, в первую очередь, конечно, Тимура Халиуллина, и бурными аплодисментами вызвали органиста на бис. Не пожелав заканчивать концерт на снежной предновогодней ноте, музыкант исполнил знаменитую Токкату и фугу ре минор И.С. Баха, поставив этим жирную точку в программе вечера. Прокомментировал выбор именно этой программы вечера Тимур Халиуллин такими словами: «Новый год – это серьёзно!»

«Музыкальная карта»

Владислава Власова





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!