Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Оркестр экстра-класса buttons


Оркестр экстра-класса

Состоялось официальное открытие 46-го концертного сезона в Белгородской государственной филармонии.

Симфония № 5 Петра Чайковского и концерт № 4 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена — два особых произведения в творчестве выдающихся композиторов прошлого и в истории музыки и их особое исполнение симфоническим оркестром под управлением главного дирижёра — заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и при участии блестящего пианиста — заслуженного артиста России Николая Луганского (Москва)… С яркого музыкального события и зрительского признания в минувший четверг начался новый концертный сезон в Белгородской государственной филармонии.

Белгородский триумфатор

Сентябрь подарил белгородским меломанам встречи с оркестром народных инструментов под управлением главного дирижёра — заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова, состоялся концерт-открытие в Органном зале, в рамках цикла «Органисты немецких соборов» выступил органист из немецкого Дюссельдорфа — лауреат международных конкурсов Вольфганг Абендрот

Официальное открытие сезона несколько задержалось, потому что симфонический оркестр участвовал во II симфоническом форуме России в Екатеринбурге. Художественный руководитель Белгородской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств России Иван Трунов назвал эту поездку знаковой. Быть приглашёнными туда наряду с прославленным столичным коллективом «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета и ведущими региональными из Екатеринбурга, Волгограда, Красноярска, Карелии — значит, получить признание на высшем уровне и быть оценёнными как оркестр экстра-класса.

— Мы поразили публику, такого триумфа от белгородских музыкантов никто не ожидал, — делится Иван Трунов. — Мы заявили о себе основательно и столь высокую планку не упустим. Крайне важно для нас, что началась гастрольная деятельность. Челябинск, Тюмень, Екатеринбург — нас уже пригласили на гастроли по Уралу в следующем году. Все коллективы филармонии будут выступать в городах России, а также Украины, Беларуси. 3 ноября симфонический оркестр играет на одной из самых известных площадок мира — в Большом зале Московской государственный консерватории имени П. И. Чайковского, камерный оркестр — в Доме музыки, оркестр народных инструментов — в Российской Академии музыки имени Гнесиных.

Открывшийся сезон обещает быть насыщенным и интересным и будет наращивать темпы предыдущего. 18 абонементов составлены так, что каждый сможет выбрать то, что ему больше по вкусу. Кстати, их большая часть уже распродана. И, конечно же, запланированы концерты с участием талантливых солистов и известных дирижёров из разных уголков России и зарубежья. Кроме того, Иван Григорьевич заинтриговал публику, пообещав, что белгородцы уже в декабре услышат альпийский рог — диковинный духовой инструмент, достигающий пяти метров в длину.

Первый успех нового сезона

Для программы же концерта-открытия подобрали произведения, удивительные по красоте музыки и по глубине смыслов, что в ней заложены, — симфонию № 5 ми-минор, op. 64 Петра Чайковского и концер № 4 для фортепиано с оркестром соль-мажор, op. 58 Людвига ван Бетховена.

Свою симфонию Чайковский творил в крайне сложный в его жизни период. После создания предыдущей четвёртой минуло десять лет — временной отрезок, за который его мировоззрение претерпело изменения. Он искал ответы нам многие вопросы человеческого бытия — о месте творца в обществе, о религии и безверии, о смысле жизни и смерти… Ко всему осенью 1887-го он переживает утрату близких людей — умирают его друг и племянница. Огромная потеря явно усилила экзистенциальный кризис композитора, метания его не утихают: «Жизнь проходит, идёт к концу, — а ни до чего не додумался… Так ли живу? Справедливо ли поступаю?» (отрывок из дневника Чайковского). Свои мысли и чувства он воплощает в музыке с глубоким психологическим конфликтом, философской — работа над симфонией длилась с мая по август 1888-го. Её литературную программу сам автор определили так: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения…». И пятого ноября в Санкт-Петербурге состоялась премьера симфонии № 5. И впервые дирижировал сам Чайковский. Однако реакция критиков последовала неоднозначная, да и сам композитор в ней разочаровался, посчитав сочинением провальным… до того момента, как в следующем году представил её в Гамбурге. И в благодарность за превосходную организацию своих концертов в этом городе Чайковский посвятил пятую симфонию одному из ведущих немецких музыкальных деятелей того времени Теодору Аве-Лаллеману. Постичь смысл произведения — понять, что же происходит в финале: победа фатума или же, напротив, человеческих воли и духа над роком — музыканты всего мира пытаются до сих пор, предлагая всё новые и новые художественные интерпретации. Но так ли это важно, когда звучит музыка, которую сложно описать словами — так она прекрасна?

В истории развития концертного жанра концерты Людвига ван Бетховена оставили значимый след. Больший размер и иные виды фортепианной техники, искания философского характера вместо развлекательной виртуозной трактовки — германский мастер создал его новую концепцию. концерт № 4 для фортепиано с оркестром стал первым его произведением, где она нашла полное отражение. Образец зрелого стиля композитора, в котором смешались традиции Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Брамса — так посчитали музыковеды после её премьеры, которая состоялась в 1807-м (завершена в 1806-м). Ведущая концерта-открытия заслуженный работник культуры России Людмила Сидорова так рассказала о нём: «Сочинение поразило современников своей необычной поэтической идеей, столь несвойственной для концерта как виртуозного жанра. Здесь всё было необычно — и фортепианное начало вместо привычного оркестрового, и преобладание мелодических элементов над виртуозными, и, конечно, глубочайший психологизм».

Возможность насладиться восхитительной музыкой в вечер открытия публике подарили лауреат многих престижных международных музыкальных конкурсов Николай Луганский — пианист феноменальной техники и ярчайшей харизмы, имя которого известно не только в нашей стране, но и за её пределами — в Японии, Бельгии, Испании, Швейцарии, США… И триумфатор II симфонического форума России в Екатеринбурге – белгородский оркестр экстра-класса во главе с мастером особого дарования Рашитом Нигаматуллиным.

Екатерина Шаронова

«Белгородские известия» 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!