29 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии открылся абонемент № 1 «Бесмертные имена». В исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра — заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина прозвучали произведения Феликса Мендельсона-Бартольди – величайшего музыкального гения, явившегося миру после Моцарта.
Вся многогранная деятельность Мендельсона как дирижёра, пианиста, организатора, педагога была проникнута просветительскими идеями: он видел своё назначение в возрождении высоких идеалов музыкальной классики. С музыкальной просветительской миссией Мендельсон с успехом гастролировал по Европе, посещая с концертами Францию, Англию, Италию, Швейцарию… Эти поездки наполнились незабываемыми впечатлениями композитора, и нашли своё яркое воплощение в многочисленных музыкальных произведениях.
Огромное влияние на творчество Мендельсона оказало путешествие по Шотландии, в которое он отправился в 20 лет со своим другом, дипломатом и поэтом Карлом Клингеманном.
Шотландия на карандашной зарисовке Мендельсона
Одно из сочинений, созданных после судьбоносного путешествия — Увертюра «Гебриды или Фингалова пещера», которая и открыла концертную программу. Это самая яркая из шести увертюр композитора, прекрасный образец музыки романтизма и зрелой композиторской мысли Феликса Мендельсона.
Фингалова пещера, расположенная в гряде островов Внутренних Гебрид на небольшом острове Стаффа, — это уникальное природное явление. Базальтовые колонны из вулканической лавы делают её похожей на собор и она очень музыкально воспроизводит эхо и пение прибоя. Пещера «поёт», омываемая морскими волнами: во время шторма раздаются громоподобные звуки, а в тихую погоду – мелодичные. На гэльском языке она так и называется: «пещера мелодий» – исполинский нерукотворный собор, в котором звуки морского прибоя отдалённо напоминают звучание гигантского органа. Английский исследователь-натуралист Джозеф Бэнкс сравнил пещеру с Лувром. Гениальный британский художник XIX века Уильям Тёрнер под впечатлением увиденного создал своё несравненное художественное полотно.
Уильям Тёрнер — «Музыкальная пещера»
Но, пожалуй, самым масштабным художественным творением, вдохновлённый музыкальным шедевром природы, стала увертюра Мендельсона, которая принесла ему всемирную известность. Он даже отправил открытку своей сестре Фанни с фразой из увертюры и словами: «Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю тебе музыку, которая пришла там в мою голову». Но примечательно, что письмо это отправлено днём раньше посещения пещеры. Известна точная дата завершения увертюры – композитор закончил её во время путешествия по Италии 16 декабря 1830 года, в день, когда в Шотландии солнце поднимается над горизонтом таким образом, что вся Фингалова пещера освещается его лучами. Белгородские слушатели смогли оценить уникальную интерпретацию этого эмоционального и захватывающего произведения.
Продолжила музыкальный вечер богатая образами, поэтичная «Шотландская» симфония, над которой композитор работал 12 лет. Она является самым значительным произведением в симфоническом наследии Мендельсона. Симфония № 3 была завершена композитором за несколько лет до его безвременной кончины. Шотландия стала для Мендельсона своеобразной духовной меккой, спасительным берегом надежды, где он был по-настоящему счастлив, окрылен созданием своих лучших творений. О своих впечатлениях Мендельсон писал: «Шотландия – место, которое я никогда не забуду, когда чувствовал себя радостным и воодушевленным!». В музыке Мендельсона, вдохновлённой этим красивым и суровым краем, ощущается благоговение и трепет светлой души композитора, стоящей перед алтарем Небесного храма. Слушая симфонию, чувствуется огромный восторг и впечатления, которые пережил композитор, путешествуя по этой удивительной стране. Всё здесь было необычно: и постоянный туман, придающий фантастический вид пейзажам, и зеленые морские волны, бьющиеся о скалы, и полуразрушенный замок, «помнящий» Марию Стюарт, и яркие наряды и шляпы с перьями рыжебородых горцев, направляющихся на состязания волынщиков.
Шотландия на карандашной зарисовке Мендельсона
Этот осенний вечер для любителей академической музыки был незабываемым, произведения немецкого гения своими солнечными лучами озарили концертный зал Белгородской государственной филармонии!
В руках главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина по-своему, самобытно, новыми гранями и красками ожила в звуках прекрасная музыка Феликса Мендельсона-Бартольди. Она как-будто звучала в тонком полувоздушном мире, где не касаются земли, а только парят высоко в небе! Это настоящее, вдохновенное искусство! Оркестр не просто играл, а творил божественную Музыку! Каждый звук, пауза были одухотворены и озарены этим светом! Каждое проведение солирующих голосов, ансамблей были необыкновенно выразительными. Слушалось на едином дыхании, как великолепно сотканное симфоническое полотно, инкрустированное тонким переплетением оркестровых голосов, искусно обрамлённых широким спектром штрихов и нюансов!
Заслуженный деятель искусств РФ Рашит Нигаматуллин
Слушателям не хотелось расставаться с гениальными творениями Мендельсона. Они были потрясены услышанным, взволнованы, со слезами на глазах долго аплодировали маэстро и симфоническому оркестру. Искренне, восторженно, с благодарностью в сердце они кричали: «Браво!». Эти незабываемые мгновенья от встречи с прекрасным им надолго запомнятся.
Поздравляем маэстро и музыкантов оркестра с ещё одним ярким, исключительным музыкальным событием!
Елена Латыш-Бирюкова
Поделитесь событием с друзьями: