Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Спасительный берег надежды: симфонический оркестр исполнил произведения Феликса Мендельсона buttons


Спасительный берег надежды: симфонический оркестр исполнил произведения Феликса Мендельсона

29 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии открылся абонемент № 1 «Бесмертные имена». В исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра — заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина прозвучали произведения Феликса Мендельсона-Бартольди – величайшего музыкального гения, явившегося миру после Моцарта.

babbe58bc14e58d38e2e6117170ce544

Вся многогранная деятельность Мендельсона как дирижёра, пианиста, организатора, педагога была проникнута просветительскими идеями: он видел своё назначение в возрождении высоких идеалов музыкальной классики. С музыкальной просветительской миссией Мендельсон с успехом гастролировал по Европе, посещая с концертами Францию, Англию, Италию, Швейцарию… Эти поездки наполнились незабываемыми впечатлениями композитора, и нашли своё яркое воплощение в многочисленных музыкальных произведениях.

Огромное влияние на творчество Мендельсона оказало путешествие по Шотландии, в которое он отправился в 20 лет со своим другом, дипломатом и поэтом Карлом Клингеманном.

content_1007098_quarter

Шотландия на карандашной зарисовке Мендельсона 

Одно из сочинений, созданных после судьбоносного путешествия — Увертюра «Гебриды или Фингалова пещера», которая и открыла концертную программу. Это самая яркая из шести увертюр композитора, прекрасный образец музыки романтизма и зрелой композиторской мысли Феликса Мендельсона. 

Фингалова пещера, расположенная в гряде островов Внутренних Гебрид на небольшом острове Стаффа, — это уникальное природное явление.  Базальтовые колонны из вулканической лавы делают её похожей на собор и она очень музыкально воспроизводит эхо и пение прибоя. Пещера «поёт», омываемая морскими волнами: во время шторма раздаются громоподобные звуки, а в тихую погоду – мелодичные. На гэльском языке она так и называется: «пещера мелодий» – исполинский нерукотворный собор, в котором звуки морского прибоя отдалённо напоминают звучание гигантского органа. Английский исследователь-натуралист Джозеф Бэнкс сравнил пещеру с Лувром. Гениальный британский художник XIX века Уильям Тёрнер под впечатлением увиденного создал своё несравненное художественное полотно. 

1236516_800

Уильям Тёрнер —  «Музыкальная пещера»

Но, пожалуй, самым масштабным художественным творением, вдохновлённый музыкальным шедевром природы, стала  увертюра Мендельсона, которая принесла ему всемирную известность. Он даже отправил открытку своей сестре Фанни с фразой из увертюры и словами: «Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю тебе музыку, которая пришла там в мою голову». Но примечательно, что письмо это отправлено днём раньше посещения пещеры. Известна точная дата завершения увертюры – композитор закончил её во время путешествия по Италии 16 декабря 1830 года, в день, когда в Шотландии солнце поднимается над горизонтом таким образом, что вся Фингалова пещера освещается его лучами. Белгородские слушатели смогли оценить уникальную интерпретацию этого эмоционального и захватывающего произведения.

 Продолжила музыкальный вечер богатая образами, поэтичная «Шотландская» симфония, над которой композитор работал 12 лет. Она является самым значительным произведением в симфоническом наследии Мендельсона.  Симфония № 3 была завершена композитором за несколько лет до его безвременной кончины. Шотландия стала для Мендельсона своеобразной духовной меккой, спасительным берегом надежды, где он был по-настоящему счастлив, окрылен созданием своих лучших творений. О своих впечатлениях Мендельсон писал: «Шотландия – место, которое я никогда не забуду, когда чувствовал себя радостным и воодушевленным!». В музыке Мендельсона, вдохновлённой этим красивым и суровым краем, ощущается благоговение и трепет светлой души композитора, стоящей перед алтарем Небесного храма. Слушая симфонию, чувствуется огромный восторг и впечатления, которые пережил композитор, путешествуя по этой удивительной стране. Всё здесь было необычно: и постоянный туман, придающий фантастический вид пейзажам, и зеленые морские волны, бьющиеся о скалы, и полуразрушенный замок, «помнящий» Марию Стюарт, и яркие наряды и шляпы с перьями рыжебородых горцев, направляющихся на состязания волынщиков.

content_1007107_quarter

Шотландия на карандашной зарисовке Мендельсона

Этот осенний вечер для любителей академической музыки был незабываемым, произведения немецкого гения своими солнечными лучами озарили концертный зал Белгородской государственной филармонии!

 симфонический оркестр

В руках главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина по-своему, самобытно, новыми гранями и красками ожила в звуках прекрасная музыка Феликса Мендельсона-Бартольди. Она как-будто звучала в тонком полувоздушном мире, где не касаются земли, а только парят высоко в небе! Это настоящее, вдохновенное искусство! Оркестр не просто играл, а творил божественную Музыку! Каждый звук, пауза были одухотворены и озарены этим светом! Каждое проведение солирующих голосов, ансамблей были необыкновенно выразительными. Слушалось на едином дыхании, как великолепно сотканное симфоническое полотно, инкрустированное тонким переплетением оркестровых голосов, искусно обрамлённых широким спектром штрихов и нюансов!

маэстро

Заслуженный деятель искусств РФ Рашит Нигаматуллин

Слушателям не хотелось расставаться с гениальными творениями Мендельсона. Они были потрясены услышанным, взволнованы, со слезами на глазах долго аплодировали маэстро и симфоническому оркестру. Искренне, восторженно, с благодарностью в сердце они кричали: «Браво!». Эти незабываемые мгновенья от встречи с прекрасным им надолго запомнятся.
Поздравляем маэстро и музыкантов оркестра с ещё одним ярким, исключительным музыкальным событием!

 

 

Елена Латыш-Бирюкова





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!