Впервые за время гастрольного тура с музыкально-просветительской акцией «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» артисты Белгородской государственной филармонии представили своё искусство на открытой летней концертной площадке «Гостиный двор» Калужской областной филармонии. Она располагается на историческом месте в центре города – бывшем Гостином дворе с резными узорчатыми палатами и торговыми рядами – в уникальном здании с элементами древнерусской архитектуры и готического стиля, построенном в XVIII веке.
Белгородских музыкантов встретили тепло, с большим вниманием и чутким отношением к своим коллегам. Оркестр и хор расположился на сцене, специально оборудованной современными техническими средствами – осветительными приборами и звукоусиливающей аппаратурой, провели важную для таких естественных условий открытой площадки акустическую репетицию. Всё было готово к началу прогона концертной программы. На сцену поднялся главный дирижёр симфонического оркестра Рашит Нигаматуллин и генеральная репетиция началась.
Не чувствовалось никакой усталости от постоянных переездов и плотного гастрольного графика! Зазвучали произведения великих русских композиторов так же вдохновенно, с такой же эмоциональной силой, как и в предыдущие дни – и дирижёр, и артисты вновь творили на сцене Великую Музыку!
Гостиный двор наполнился красотой звучания шедевров русской симфонической и хоровой классики. Вдоль стен старинного здания расположили Художественную выставку репродукций картин потомков Г.Я. Ломакина, очень органично вписавшуюся в интерьер древнерусской архитектуры. Прошло совсем немного времени, и в зрительный зал стали собираться любители музыки – простые слушатели, профессиональные музыканты, преподаватели и учащиеся Калужского областного музыкального колледжа им. С.И. Танеева, сотрудники и артисты Калужской филармонии.
Этот музыкальный вечер для многих стал откровением, открытием забытых страниц русской музыки, глубоким потрясением. Белгородские музыканты во главе с маэстро представили калужским слушателям произведения из сокровищницы отечественной музыкальной культуры XIX века – бессмертные сочинения Глинки, Ломакина и Чайковского. На этот раз Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского исполнил лауреат международных конкурсов Иван Почекин.
Оркестр играл вдохновенно, необыкновенно эмоционально, в который раз демонстрируя публике российских городов свой высочайший исполнительский класс. Благоговейное, трепетное исполнение кантаты «Stabat Mater» Г.Я. Ломакина Академическим хором (главный дирижёр – Елена Алексеева), симфоническим оркестром и солисткой (лауреат международных конкурсов Оксана Никитина), хотя и кратковременно дополнялось неожиданными «контрапунктами» от шума проезжающих мимо Гостиного двора машин, но всё же это не затронуло удивительную ауру благостного восприятия великой музыки, соединившую в тот незабываемый вечер белгородских музыкантов и благодарных слушателей.
Отзывы слушателей:
«Нам очень понравилось и, главное, мы сделали для себя открытие – композитора Ломакина! Очень красивое хоровое произведение, мы его впервые слышали. Так что удивили вы нас и порадовали! Спасибо за выступление! Успехов вашим коллективам!»
Передача партитуры кантаты Г. Ломакина Stabat Mater заместителю по концертной работе Калужской областной филармонии Ярославской Изабелле Николаевне
Передача партитуры кантаты Г. Ломакина Stabat Mater лектору-музыковеду Калужской областной филармонии, преподавателю Калужского областного музыкального колледжа им. С.И. Танеева Головлёвой Ирине Владимировне
Ирина Головлёва – лектор-музыковед, артистка Академического хора Калужской областной филармонии, преподаватель Калужского областного музыкального колледжа им. С.И. Танеева:
«На улице играть всегда очень трудно. Спасибо и нашим службам за подзвучку, потому что я ещё сама не только преподаватель, но и лектор-музыковед Калужской филармонии, и артистка Академического хора (второй альт). Мы знаем, что это такое, как это тяжело, на самом деле, выступать здесь – на улице. Нам скоро предстоит оперу «Алеко»С.В. Рахманинова здесь показывать в концертном варианте с нашим симфоническим оркестром. Поэтому, молодцы!
Мне оркестр Белгородской филармонии понравился ещё четыре года назад, когда я вела концерт не на Гостином дворе, а уже в зале. Тогда нам выпала честь познакомиться с коллективом и главным дирижёром Рашитом Нигаматуллиным. Произведение «Stabat Mater» очень интересное! В особенности, сочетание латинского текста, латинских канонов, принятых во всём мире в таких кантатах и русской культуры. Произведение прозвучало очень трепетно, особенно в стенах наших старинных Торговых палат, в старинной архитектуре. Будет очень интересно его ещё раз услышать или попеть самим! Тем более, что студенческий симфонический оркестр у нас растёт, становится всё лучше и лучше. Здесь представители дирижёрско-хорового отделения, отделения вокального искусства, у которых тоже прекрасный хор. Есть в Калуге кому подхватить эстафету!»
Студенты Калужского областного музыкального колледжа им. С.И. Танеева:
«Мне очень понравилось, как играли – очень хорошее, гармоничное звучание! Красиво!»
«Во-первых, хотелось бы сказать о кантате «Stabat Mater». Было непривычно услышать латинские песнопения в русской манере. Привыкли всё-таки к строгой манере, а здесь, как сказать, дали показать (прим. – речь идёт о главном дирижёре Рашите Нигаматуллине и артистах оркестра и хора), что такое русская музыка! Мне, прежде всего, как хоровому дирижёру было очень интересно посмотреть на работу дирижёра и перенять что-то от его движений. В общем, я очень доволен, что пришел на концерт!»
«Какие валторны у вас, просто замечательные! Мне очень понравился концерт, очень понравился, как уже говорили, дирижёр. Есть интересные моменты, которые постараемся перенять! «Stabat Mater» было необычно услышать! Понравился очень Концерт для скрипки Чайковского – впервые вживую слышу!»
«Нам, прежде всего, как вокалистам было очень интересно послушать певицу, которая исполняла произведение (прим. – арию из кантаты). Это Оксана Никитина. Мы сразу же зашли на сайт Белгородской филармонии, стали читать её биографию, где она участвовала, в каких постановках, где училась и в каких конкурсах участвовала. То есть, голос такой полный, большой, очень понравился, в меру вибрато, что важно. Очень приятный и тембр голоса, и профессионализм, конечно, чувствуется. Это очень красиво!»
«Так как я тоже с вокального отделения. Мы сразу обратили внимание на меццо-сопрано – нам очень понравилось: и техника, сам окрас голоса, очень насыщенный, глубокий тембр! Нам было очень интересно и полезно послушать!»
Елена Латыш-Бирюкова
Фото автора и пресс-службы Калужской областной филармонии
Поделитесь событием с друзьями: