Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » ПРОКОФЬЕВ И СТРАВИНСКИЙ ПОД ШКВАЛ АПЛОДИСМЕНТОВ buttons


ПРОКОФЬЕВ И СТРАВИНСКИЙ ПОД ШКВАЛ АПЛОДИСМЕНТОВ

Возгласами «Браво!» и нескончаемыми овациями встретила восторженная публика произведения двух титанов русской музыки ХХ века Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского в исполнении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра – заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина в Большом зале филармонии 4 февраля 2022 года. Концерт прошёл при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» к 100-летию Московской государственной академической филармонии.

KZ2ejg44HC0

Для белгородских меломанов и гостей города этот концерт стал знаковым музыкальным событием, посвящённым юбилейным датам прославленных композиторов: 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского, в честь которого назван наступивший 2022 год.

Произведения двух гениев русского музыкального искусства уже давно прочно вошли в концертный репертуар Белгородского симфонического оркестра, благодаря планомерной, масштабной работе главного дирижёра. Поставленные маэстро перед коллективом сложные, амбициозные художественные и исполнительские задачи по освоению лучших образцов высокой академической музыки двадцатого столетия увенчались успехом – белгородская публика каждый раз с большим интересом и воодушевлением шла в Большой зал филармонии, чтобы услышать творения нового музыкального мира. В концертных программах прозвучала Антология из симфонических, инструментальных, вокально-хоровых, театральных сочинений Прокофьева, невероятный эмоциональный отклик оставила музыка из балетов «Петрушка» и «Весна священная» Стравинского.

Поэт и исследователь Игорь Вишневецкий,  написавший биографию Сергея Прокофьева, так сказал в одном из своих интервью: «Всякое настоящее искусство непросто, требует заинтересованного соучастия. В данном случае – вслушивания. Ведь музыка, как мы уже признали, оказалась для русских в XX веке чем-то вроде замены практической философии.

Наградой, сделавшему усилие слушателю будут открывшиеся неожиданные смыслы, которые, может быть, перевернут наши представления о мироздании, о месте и возможностях человека в истории. Искусство должно изумлять и потрясать».

Именно такие сильные чувства испытала публика в этот вечер, слушая вдохновенное звучание симфонического оркестра, с каждой музыкальной фразой всё глубже проникая в замысел композитора, блестяще раскрытого дирижёром-интерпретатором.

В программе первого отделения прозвучал Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева соль минор, опус 63 в исполнении одного из ведущих скрипачей своего поколения, яркого представителя современной скрипичной школы России, лауреата многих престижных международных конкурсов, в том числе дважды лауреата международного конкурса имени П.И. Чайковского  Гайка Казазяна.

Московский музыкант сразу же после выступления поделился своими впечатлениями о работе с дирижёром и оркестром, с которым успешно продолжает своё многолетнее сотрудничество:

pmeIA4HA0A4

 «Я очень рад в очередной раз оказаться у вас в Белгороде, с вашим коллективом, с которым мы уже, по-моему, очень много раз играли, и это стало доброй традицией. Насколько я помню, это недавнее было гастрольное турне с Концертом Чайковского по нескольким городам России. И, конечно, это сближает, скажем, так, и с маэстро, и с оркестром. Я скажу, что у нас есть такой опыт работы и выступлений на сцене, конечно, это о многом говорит. Это – первое. Второе: да, действительно, у нас была очень плодотворная работа сегодня и вчера с оркестром на репетиции и, конечно, хочу отметить, что всё это играно мной и много раз, но каждый раз играешь – что-то новое обнаруживаешь. И очень интересно, что обнаруживаешь именно в процессе работы. Например, сам маэстро что-то предложит или я предложу что-то оркестру. Поэтому это было очень интересно и познавательно, и полезно для меня. И это очень радует, что так получилось!»

Концерт №2 для скрипки с оркестром, созданный для мадридской премьеры Прокофьевым, выдающийся скрипач прошлого века Яша Хейфец назвал «одним из величайших в мировой литературе скрипичных концертов». Новый тогда для композитора неоклассический стиль музыки с явно выраженным стремлением к простоте и ясности, с тонким художественным вкусом подчеркнул в трактовке музыкальных образов и филигранной отделке исполнительской манеры оркестра маэстро Рашит Нигаматуллин.

XOhIPR2Yj-M

Проникновенное исполнение солистом и оркестром лирических откровений Прокофьева – одного из выдающихся творцов выразительных, необычайно вдохновенных мелодий,  оказали необычайное воздействие на слушателей – в зале воцарились умиротворение и созерцательная тишина. Музыка концерта прозвучала ярко, многолико, поистине театрально, напоминая лучшие страницы балетов Прокофьева «Ромео и Джульетту» и «Золушку».

Второе отделение концерта – феерия красок, зримая картинность и ослепительный фейерверк партитуры балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в исполнении симфонического оркестра покорили публику! На едином дыхании в стремительном развёртывании музыкальной драматургии на сцене «разыгрывалось» поистине грандиозное представление со зловещими, инфернальными картинами Кощеева царства, фантастическим полётом-танцем загадочной и прекрасной Жар-птицы, русской сказочностью образов Ивана-Царевича и царевен.

В одно мгновенье после только что исполненного в «новом классическом стиле» скрипичного концерта Прокофьева зал наполнился волшебным импрессионистским звучанием оркестровых групп оркестра: колористической изысканностью оркестровой ткани и характерными для Стравинского эффектами оркестровки, каждая краска которой была подана дирижёром предельно ярко и выпукло.

-JPPGZkyODwГрадация музыкальных образов-символов поразительна – от завораживающей своим звучанием таинственной, загадочной колыбельной Жар-птицы, неистового Поганого пляса Кощеева царства до гимнически ликующего, победоносного финала, венчающего музыку балета! В сложнейшей архитектонике музыкальной ткани каждому образу отведена своя выразительная роль – отсюда кристальная прозрачность оркестрового звучания, что дало возможность слушателям в полной мере насладиться нездешней, недостижимой, абсолютной красотой музыки Игоря Стравинского.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!