Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Симфония жизни buttons


Симфония жизни
«В художнике безусловная правда
в высшем смысле, открывающем
нам какие-то неведомые горизонты,
какие-то недосягаемые сферы, куда
только музыка способна проникнуть».
Петр Ильич Чайковский

8 апреля 2022 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии произошло яркое, неординарное музыкальное событие, вызвавшее широкий слушательский резонанс среди профессиональных музыкантов и любителей музыки. В тот вечер прозвучала знаменитая Четвёртая симфония Петра Ильича Чайковского в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина.

2022-04-08_002

Слушая бессмертные страницы музыки Чайковского, и мысленно сравнивая с уже известными, признанными в дирижёрском исполнительском искусстве эталонами прочтения партитуры симфонии, ясно понимаешь, что не все варианты интерпретации исчерпаны, что есть такие художники симфонического исполнительства, которые умеют делать это чудо! Одним из них, бесспорно, является, Рашит Нигаматуллин.

 По мнению одного из ведущих дирижёров начала и середины 20-го века Леопольда Стоковского, достижение наиболее полного и яркого раскрытия заложенных в музыке мыслей и умение вдохнуть жизнь во все те потенциальные художественные образы, которые начерчены бемольными знаками на страницах партитуры – «фактор величайший важный» для дирижера–интерпретатора.

2022-04-08_030

Симфония прозвучала с глубоким проникновением в замысел композитора, так до конца и не понятого его современниками. Чайковский, весьма обескураженный этим обстоятельством, написал в известном письме к С.И. Танееву следующие слова: «Я в своей наивности воображал, что мысль этой симфонии очень понятна, что в общих чертах смысл её доступен и без программы… Никакой новой мысли я и не стремился высказать».

Согласно мнению кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории отечественной музыки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергея Владимировича Фролова, в отечественном музыкознании утвердился некий стереотип понимания драматургической концепции 4-й симфонии Чайковского, базирующийся на известных высказываниях композитора в письмах к Н. Ф. фон Мекк и, отчасти, к С. И. Танееву, как трагическое столкновение личности с роковыми силами, разрешающееся в финале умиротворением на фоне народного праздника.

Он обращает внимание на то, что на создание симфонии повлияли совсем иные причины – обстоятельства личной жизни русского композитора. Она была рождена огромным напряжением его чувств и мыслей на фоне критической неудовлетворенности жизнью. Непосредственно перед началом и в период активной работы над Симфонией с 1876 по 1877 годы Чайковский переживал сильнейший душевно-нравственный кризис и, поэтому, столь привычная концепция противоречила интонационной природе материала симфонии и логике его музыкально-драматургического развёртывания.

tchaik_2

«…Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело, – пишет  в своём письме П.И. Чайковский, – и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения…».

Симфония прозвучала как «музыкальная исповедь души» композитора, она открыла слушателям подлинный смысл обстоятельств жизненного и творческого пути Чайковского, где реальность и вымышленная жизнь страшным, роковым образом перемешались в его сознании, явившись отголоском, воспоминаниями о тех чувствах, которые он тогда испытывал.

Чайковский сам писал: «Вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою».

Отсюда особая атмосфера непрерывного, неторопливого лирического повествования, где каждая интонация в оркестровых голосах была исполнена необыкновенно проникновенно и выразительно, глубоко прочувствовано. Все коллизии психологической драмы Чайковского убедительно представлены в реальных и фантастических образах на сцене «симфонического театра» Рашита Нигаматуллина, посредством живого «музыкального слова»,  благодаря вдумчивому подходу к индивидуализации музыкального языка главных «действующих лиц»,  выявлению основных идейно-художественных особенностей замысла композитора и конструктивных акцентов музыкальной драматургии произведения.

Panorama

В исполнении белгородских музыкантов прозвучала своя, русская по духу «Фантастическая» симфония, рождённая великим гением Чайковского в самобытной, неповторимой дирижёрской интерпретации. Своей несокрушимой духовной силой и торжеством правды великая русская музыка вновь возвестила всему миру о величии и могуществе нашей страны, о богатстве её многовековых традиций, непреходящей преемственности национальных и общемировых ценностей высокого академического искусства!

 

Лектор-музыковед Елена Латыш-Бирюкова

Фото Антона Черева

 

 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!