Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Воспитание слушателя buttons


Воспитание слушателя

Как-то года два назад на симфоническом концерте в Овальном зале я оказалась в одном ряду с немолодой интеллигентной женщиной. Пока оркестр на сцене рассаживался, мы обменялись несколькими фразами. Оказалось, что моя соседка по креслу в годы распада Советского Союза перебралась в Белгород из Риги и первое, что её приятно удивило на новом месте, это возможность продолжать удовлетворять привитую с детства потребность в общении с академической музыкальной классикой.

Композитор — исполнитель — слушатель… Слушатель — замыкающая часть этой известной социально-культурной триады. Та неотъемлемая часть, без которой музыка как форма культурного осознания времени не функционирует, не живёт. Музыка — как в Белгороде, так и повсюду — жива потребностями слушателя, особенно самой требовательной и образованной его части — посетителями академических концертов.

Именно поэтому воспитание слушателя — одно из главных направлений работы Белгородской государственной филармонии. Из существующих сейчас четырёх возрастных просветительских абонементов самый большой «стаж» у «Воскресных симфонических утренников для детей и родителей». Этот абонемент появился одновременно с симфоническим оркестром. Именно тогда было решено организовать постоянные концерты-лекции с обязательным участием симфонического оркестра, где бы подростки знакомились с серьёзной музыкой — её языком и формами, лицами и культурными эпохами. Первая ведущая этого абонемента — преподаватель Белгородского музыкального училища музыковед Людмила Миновна Колосова сумела увлечь идеей музыкального просвещения школьников, ряд педагогов детских музыкальных школ и преподавателей мировой художественной культуры в общеобразовательных школах. Из музыкальных школ города самый горячий энтузиазм, продолжающийся и по сей день, проявили детские музыкальные школы №1 и №3, и особенно №4, а в общеобразовательных школах с ликвидацией курса мировой художественной культуры инициатива перешла в руки заинтересованных родителей.

Сегодня, когда 200 абонементов «Симфонических утренников» полностью раскупаются (1 абонемент на 2 человека), можно со вздохом облегчения вспоминать времена, когда концерты для подростков «пробуксовывали». Но и тогда филармония не опускала рук. Организаторы абонемента и артисты филармонии искали темы, способные заинтересовать подростковую аудиторию, находили новые приёмы подачи материала и способы контакта с аудиторией. И, конечно, их самый могущественный союзник — музыка — помогала постепенно и неуклонно завоёвывать сердца.

Сегодня воскресные симфонические концерты выглядят так, как они задумывались. Они очень напоминают «взрослые» вечерние концерты, только с большим удельным весом слова (ведущая «Симфонических утренников» — музыковед Юлия Васютина, дирижёр Дмитрий Филатов). За десятилетия работы подростковый абонемент выработал несколько ведущих тематических линий своих программ. Это — юбилейные даты, рассказы о симфонических жанрах и формах, о том, что такое опера, что такое профессия дирижёра или музыканта-исполнителя, как связаны музыка с поэзией и другими видами искусств и т.д.

В филармонии хорошо понимают, что дорогу к большому искусству, т.е. такому, которое пережило своё время, человеку надо показывать с детства. Понимают, что если растущий человек с детства вдыхает воздух настоящего искусства, то, став взрослым, он не только сможет отличать подлинные ценности человеческого духа от однодневных фальшивок, но и приобретёт привычку, потребность в настоящем искусстве. Том единственном, которое, по словам П.И. Чайковского, «даёт в жизни человеку утешение и подпору».

Музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская

Областная молодежная газета «Смена»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!