Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » «Али-баба и сорок разбойников» – сказочный праздник дивного Востока с симфоническим оркестром buttons


«Али-баба и сорок разбойников» – сказочный праздник дивного Востока с симфоническим оркестром

 

СЛАЙД №0

26 марта 2023 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялось яркое музыкальное событие, получившее восторженный отклик у публики: юных слушателей и их родителей, любителей музыки и профессиональных музыкантов. Красочным музыкальным представлением – сказкой с симфоническим оркестром «Али-баба и сорок разбойников» завершился Абонемент №5 «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей» концертного сезона 2022-2023 годов, созданным большой постановочной группой, солистами, ведущими концертными коллективами филармонии, вдохновлёнными автором идеи и ведущей, музыкальным руководителем постановки, членом Союза композиторов России Еленой Латыш-Бирюковой.

СЛАЙД №1

По мнению знатоков музыкального жанра, в Белгородской филармонии родился уникальный синкретический сплав театрализованного концерта. В отличие от литературной подачи сказки, широко распространённой во многих концертных организациях России, в виде рассказа в исполнении чтеца (мастера художественного слова) или известного артиста с сопровождением оркестра и иллюстрациями на экране, повествование сказочного сюжета «оживает» здесь в сценическом действии. Оно обрамляется великолепием известных симфонических произведений отечественной и зарубежной классики, в том числе и созданных современными композиторами, звучанием прекрасных голосов, в исполнении которых звучат сцены из знаменитых опер,  выразительной хореографией и пластикой, специально поставленных для музыкального представления, красочным драматическим действием и демонстрацией на экране великолепных полотен именитых художников прошлого. Для юного слушателя создаются все условия для гармоничного и всестороннего восприятия в одном спектакле разных видов искусств, основанных на высоких образцах мировой культуры.

Так в творческих лабораториях Белгородской государственной филармонии родилась целая серия сказок с симфоническим оркестром: «Чиполлино» по сказке популярного итальянского писателя Джанни Родари с яркой балетной музыкой Карена Хачатуряна, «Золушка» по сказке французского писателя Шарля Перро с музыкой зарубежных классиков и отечественных композиторов, «Конёк-горбунок» по знаменитой сказке русского поэта Петра Ершова с остроумной и красочной музыкой одноимённого балета Родиона Щедрина и произведениями великих русских композиторов. К перечисленным концертам-сказкам с симфоническим оркестром стоит добавить программы, в которых наряду с просветительским (познавательным и образовательным) содержанием присутствовал также и элемент театрализации, сценического действа: «В пещере горного короля» к 180-летию со дня рождения норвежского композитора-сказочника Эдварда Грига, «Сказки в русской музыке», музыкальные путешествия по России «За горами, за лесами…», по странам Востока «Чудо-чудное, диво-дивное» и многие другие.

Для автора этих оригинальных программ – лектора-музыковеда филармонии Елены Латыш-Бирюковой стояла непростая задача – создать такую концерт-сказку, где бы органично сочетались слово, музыка, танец, художественное оформление и всё было подчинено главному предназначению встреч с юными слушателями – музыкальному просветительству.

СЛАЙД №2
Именно в таком контексте  ею создавался сценарий будущего музыкального представления «Али-баба и сорок разбойников» с познавательным рассказом о музыке и музыкальных инструментах, с динамичной драматургией и разговорными диалогами; осуществлялся подбор музыкального ряда по партитурам симфонических и оперных произведений композиторов, согласно развитию сюжетной линии; определялся состав постановочной и артистической групп, которые наряду с симфоническим оркестром примут участие в творческой реализации проекта; тщательно продумывался видеоряд с подбором слайдов из высокохудожественных образцов живописных картин художников прошлого.

Это стало возможным, только благодаря успешному развитию всех творческих направлений в нашей концертной организации! Руководством филармонии созданы все условия для реализации самых дерзких, оригинальных и смелых замыслов, отвечающих её высокому профессиональному статусу, музыкально-просветительской направленности и, одновременно, новым реалиям современной жизни.

Долгожданная встреча ребят и взрослых с симфоническим оркестром увенчалась настоящим праздником музыки! Билеты в кассах филармонии были распроданы задолго до премьеры спектакля, в Большом зале филармонии оба воскресных утренника прошли с аншлагами. Все жили ожиданием рождения новой удивительной сказки, где бы царила музыка великих мастеров – зазвучала яркими оркестровыми красками в руках прекрасных музыкантов симфонического оркестра. Их мечта сбылась: ребята и взрослые побывали в сказке, они совершили красочное музыкальное путешествие в прекрасную страну Древнего Востока – Персию. Перед ними предстала дивная страна в головокружительном действе красивых мелодий и зажигательных танцевальных ритмов. 

СЛАЙД №3

В исполнении симфонического оркестра, в составе которого выступили молодые дебютанты – студенты Белгородского государственного института искусств и культуры (руководитель студенческого симфонического оркестра Александр Шатов) прозвучали шедевры русской и зарубежной музыки: «Половецкие пляски» (Хор невольниц, Мужская пляска, Танец юношей, фрагмент Общей кульминационной пляски) и Песня половецкой девушки из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, «Картинки с выставки» («Два еврея» и «Старинный замок») Модеста Мусоргского, «Шехеразада» (Вступление, «Царевич и Царевна», «Календер-царевич») Николая Римского-Корсакова, «Раймонда» (Антракт ко 2-ой картине) Александра Глазунова, «Пер Гюнт» («Танец Анитры») Эдварда Грига, музыка балетов «Гаяне» («Лезгинка», «Танец розовых дев» и «Танец с саблями») и «Спартак» («Танец гадитанских дев») Арама Хачатуряна.

Очень интересным и познавательным для юных любителей музыки стал рассказ ведущей о представлениях древних восточных мудрецов о Музыке, которая, по их мнению, таится в тишине и безмолвии внутри музыкальных инструментов. И только музыкант способен её пробудить! Таинство рождения звуков и символическое значение ударных, духовых и струнных инструментов представили солисты симфонического оркестра – лауреаты международных конкурсов. Ребята впервые узнали, что в странах Древнего Востока ударные инструменты олицетворяют собой биение жизни, пульс Вселенной.

СЛАЙД №4

Олег Иванов (ударные инструменты)

Духовые музыкальные инструменты – дыхание жизни, одухотворённость, вдохновение.

СЛАЙД №5

Сергей Гончаров (гобой)

Струнные инструменты сравнивали с человеком: корпус напоминал строение человеческого тела, а струны – тонкие струны человеческой души!

СЛАЙД №6

Наталья Онищенко (скрипка)

Живым, непосредственным откликом на происходящие события сценического действия были заранее продуманные автором программы реплики музыкантов оркестра. То они вступают в разговорный диалог с Али-бабой, то музыкально «подтрунивают» над Касимом, ошибочно называвшем слово-заклинание пещеры Сим-Сим, отвечая ему в виде «хохочущих» интонаций кларнета, глиссандо тромбонов, какофонии струнной группы и всего оркестра. То оркестранты предостерегают героев и зрителей  в зале словами: «Что-то будет! Что-то будет!» в диалоге с ритмичными ударами литавр или громко, радостно восклицают об окончании сказки «Али-баба!».

СЛАЙД №7

Руководил всем музыкальным действом спектакля за дирижёрским пультом «волшебный повелитель звуков» – лауреат международных конкурсов Владимир Заводиленко (Донецк), неоднократно ранее принимавший участие в программах симфонического оркестра Белгородской филармонии.

В музыкальной сказке «Али-баба и сорок разбойников», как и в предыдущих концертах-сказках, познавательных программах с симфоническим оркестром главными сподвижниками, единомышленниками сложного постановочного процесса спектакля стали талантливые артисты Ансамбля танца Белгородской государственной филармонии под руководством главного балетмейстера Александра Манжолы.

СЛАЙД №8

Большой выдумкой, интересными хореографическими находками, красотой и выразительностью каждого жеста, движения, пластики были украшены танцевальные номера музыкального действа в постановке члена Международного союза хореографов Марии Амелиной и Александра Манжолы. Хореографы скрупулёзно подходили к каждой детали, штриху, к каждому движению в соответствии с национальными особенностями танцевального жанра восточной культуры. Это было необыкновенно органично с музыкой русских композиторов, запечатлевших в своих великолепных симфонических творениях дивный и загадочный Восток.

Артисты Ансамбля танца подарили юным слушателям не только красоту и выразительность своих ярких хореографических сцен, но и разыграли сказку в роли драматических артистов, тут же переключаясь с танцевальных номеров на разговорные диалоги. С такой сверхзадачей они справились блестяще, подарив минуты восторга, радости, встречи с прекрасным искусством, и детям, и взрослым.

СЛАЙД №9

Находчивого и великодушного Али-бабу исполнил Вячеслав Шевченко.

СЛАЙД №10

Его жену – очаровательную, трогательную красавицу Зейнаб исполнила Валерия Васильева. Их восхитительный танцевальный дуэт влюблённых покорил публику с первых минут появления на сцене.

СЛАЙД №11

Старшего брата Али-бабы – жадного богача Касима колоритно, с тонким чувством иронии, ярко исполнил Александр Манжола, подчеркнув в своём персонаже тщеславие, стяжательство к богатству и, одновременно, трусость, и глупость алчного человека.

СЛАЙД №12

Смелую и отважную Марджану – красавицу-служанку Фатимы исполнила талантливая дебютантка Нелли Жигарь, создав прекрасный, убедительный образ на сцене и в танце, и в драматических монологах.  

СЛАЙД №13

Весёлого башмачника Мустафу в сцене персидского базара остроумно представил юным зрителям Павел Громов.

СЛАЙД №14

Грозного, беспощадного атамана шайки разбойников Хасана ярко воплотил на сцене  Владимир Амелин.

СЛАЙД №15

Его верного помощника Ахмеда броско, артистично, с чувством юмора исполнил неподражаемый Ростислав Опришко.

СЛАЙД №16

Украшением спектакля стало прекрасное пение солистки Белгородской филармонии Натальи Воскресенской, выступившей в музыкальной сказке в роли сладкоголосой Фатимы. «Песня половецкой девушки» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина была исполнена ею настолько тонко, изысканно, что весь зал на мгновенье погрузился в мир восточной ночной неги. Её сопровождали в танце с зеркалами и украшениями выступившие в роли изящных, очаровательных красавиц-служанок Фатимы Наталья Звягинцева, Алина Костромицкая и Диана Галушко.

СЛАЙД №17

Всем зрителям запомнился неожиданный выход Касима – его первое появление в сопровождении верных слуг, несших через весь зал своего «господина» на украшенных красным бархатом в восточном стиле носилках.

СЛАЙД №18

Его слугами, а также по сценарию ещё и лихими разбойниками были Илья Давыдов, Павел Коноваленко, Иван Рогозин, Антон Головин, Кирилл Бродягин, Михаил Верепейко и Павел Громов.

СЛАЙД №19

В остальных сценах – увертюре к спектаклю, персидском базаре, финальной сцене задействованы были и другие артисты Ансамбля танца. Без их стремительной, зажигательной пластики движений, искромётности, невозможно было бы представить красочные массовые сцены.

СЛАЙД №20

Особо хочется отметить в самом начале представления дуэтный танец в исполнении Марии Медведевой и Ростислава Опришко, в котором выразительно была подчёркнута гордая осанка, плавность движений персидской девушки, и мужественный характер персидского воина – жителей прекрасной и дивной страны Древнего Востока.

СЛАЙД №21

Несомненно полюбился ребятам и удивительно созданный мастером художественного слова Александром Ворониным образ Рави – рассказчика и собирателя древних арабских сказок, путешественника и тонкого знатока восточной мудрости.

Пожалуй, самая сложная, с большой выдумкой, интересная творческая задача стояла у постановочной группы, возглавляемой  режиссёром  Ириной Тихоновой.  Это работа с артистами, костюмерами, технической группой, обеспечивающей спектакль звуковым усилением (звукорежиссёр Вячеслав Гусаров), световой партитурой (художник по свету Андрей Жигалов), видеорядом (видеорежиссёры Антон Черев и Елена Денисова). Красочную афишу и главную заставку спектакля выполнила Екатерина Лиханская. Большую подготовительную работу по созданию сюиты-книжечки спектакля, удобную для исполнения дирижёру и артистам оркестра из предложенных автором программы партитур и оркестровых голосов, выполнила библиотекарь симфонического оркестра Татьяна Дроздова.

СЛАЙД №22

Спектакль-сказка – это всегда зрелищное, яркое представление. Огромную работу по подбору театральных костюмов из костюмерной кладовой филармонии, по выбору ткани и пошива новых костюмов, многочисленных головных уборов, по подбору и изготовлению реквизита выполнили прекрасные мастерицы и мастера, по-настоящему преданные своему делу, Юлия Дегтярёва, Ирина Писаненко, Наталья Казанцева, Анна Соболь, Иван Сухоруков. Благодаря их умелым рукам, яркой творческой фантазии на сцене ожили персонажи сказки Древнего Востока, пришедшей к нам из знаменитых книг «1000 и одной ночи».

Сказки с симфоническим оркестром заняли свою особенную, неповторимую нишу не только в репертуаре оркестра, но и у солистов, концертных коллективов Белгородской государственной филармонии, предоставив возможность музыкантам, танцорам, мастерам художественного слова для настоящего сотворчества, рождения новых интересных идей.

СЛАЙД №23

 

Фото: Екатерина Алерт

 

 

 

 

 





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!