Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » «Парад дирижеров» как символ дружбы народников buttons


«Парад дирижеров» как символ дружбы народников

U7lUGpNy5zs

«Парад дирижеров» в Белгороде собрал дирижеров русских оркестров и солистов со всей России. Дольше всех пришлось акклиматизироваться дальневосточникам и сибирякам, западная граница маркирована белорусским Могилевом; с севера – Петрозаводск, с юга – Нальчик и Севастополь.

Профессиональный форум дирижеров русских народных оркестров и исполнителей на народных инструментах «Всероссийский парад дирижёров оркестров народных инструментов» состоялся с 18 по 20 мая 2023 года в Белгороде. Фестиваль проходит в шестой раз и проводится раз в два года по инициативе главного дирижера Белгородского академического русского оркестра Евгения Алешникова и главного дирижера санкт-петербургского оркестра «Метелица» Игоря Тонина. В рамках форума проходит серия мероприятий на разных музыкальных площадках Белгорода. В этом году по такому расписанию. Мастер-классы: 18 мая – дирижер ОРНИ «Онего» Михаил Тоцкий (баян), дирижер ОРНИ «Дон» Ростовской филармонии Крикор Хурдаян (дирижирование), 19 мая – Дмитрий Калинин (балалайка) и Екатерина Мочалова (домра). Творческие встречи: 18 мая – с художественным руководителем и главным дирижером Губернаторского оркестра русских народных инструментов Вологодской областной филармонии Галиной Перевозниковой; 20 мая – с главным дирижёром НАОНИР им. Н. П. Осипова Владимиром Павловичем Андроповым. Концерты: 18 мая на сцене Большого зала Белгородской филармонии выступили Екатерина Мечетина (фортепиано) и Екатерина Мочалова (домра, мандолина) с программой «Катя-Катерина»; 19 мая – концерт «Ярмарка солистов», где показали свое искусство те исполнители, номера которых не вошли в основной гала-концерт; 20 мая – гала-концерт.

Е. Алешников объяснил принципы отбора участников: «Делается рассылка по филармониям и другим концертным организациям по всей России, где есть профессиональные оркестры русских народных и национальных инструментов. Приоритет у членов ассоциации дирижеров и тех, кто раньше пришлет заявку для участия в гала-концерте. В порядке исключения в концерте могут принять участие и дирижеры самодеятельных и учебных оркестров».

Гала-концерт «Парад дирижеров» 20 мая стал завершающим и акцентным событием. Главнокомандующим парада негласно и единогласно был избран главный дирижер Белгородского оркестра Евгений Алешников, в подтверждение чего в середине первого отделения получил свой живописный портрет в генеральской форме, выполненный контрабасистом Михаилом Дзюдзе, оказавшимся также еще и художником.

Нельзя не отдать должное энтузиазму дирижеров и солистов, большинство из которых приехало с разных концов необъятной родины ради одного-единственного номера. Евгений Алешников, продирижировал семь номеров программы, Игорь Тонин – два. Два дирижера выступили также в качестве солистов: Дмитрий Калинин на балалайке и Михаил Тоцкий на бандонеоне.

В связи с солистами, не могу пройти мимо одного замечательного обстоятельства. Главным солирующим инструментом была не балалайка, не баян, не домра – а контрабас. На сцене в один вечер выступили пять контрабасистов: четыре балалаечных и один симфонический, точнее – джазовый. Это ли не переворот в темброво-тесситурном восприятии виртуозности и техничности!

Оркестранты и слушатели с достоинством выдержали пятичасовой марафон в трех отделениях. И оно стоило того! Зрители воочию могли убедиться, насколько звучание оркестра зависит стоящего за пультом маэстро. У каждого из тридцати одного дирижера оркестр звучал по-своему. Иначе и не могло быть, поскольку у каждого разные манеры, способы общения с оркестром, разная мануальная техника и слышание партитуры. И, конечно же, абсолютно разные произведения, представляющие, как предпочтения исполнителей, так и репертуарную палитру современного русского народного оркестра. От обработок фольклорных тем до киномузыки, от непритязательных по сюжету пьес, не теряющих при умелом исполнении привлекательности, до авангардных сочинений философского содержания. А вообще, в современной музыке для русского оркестра оказывается много – нет, не народного, даже не авангардного, а – джазового.

Первое отделение можно было бы назвать «Музыкальная классика и авангард». Прологом к концерту стала очень своевременная баллада Александра Морозова на слова Анатолия Поперечного «Прохоровское поле» в исполнении баритона из Москвы Максима Щербицкого (дирижировал Евгений Алешников).

Дирижер череповецкого губернаторского оркестра Галина Перевозникова, матрона народно-оркестрового дирижирования, великолепными полнозвучными руками, вытянув из оркестра море страсти и экспрессии, продирижировала оркестровую транскрипцию романса Сергея Рахманинова «Весенние воды» – дань юбилейному году композитора.

Дополнила юбилейную тематику «Пляска мужчин» из оперы «Алеко» (дирижировал главный дирижер краснодарского оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолий Винокур).

Иван Крайник, руководитель русского оркестра Хабаровской филармонии, с большим изяществом и чисто «андреевской» элегантностью в воздушной «опен-эйровской» манере исполнил вальс Василия Андреева «Моя красавица».

Два сочинения зарубежных композиторов продолжили программу. Художественный руководитель оркестра «Дон» (Ростов-на-Дону) Крикор Хурдаян с южным темпераментом и симфоническим размахом продирижировал увертюрой Джоаккино Россини «Вильгельм Тель».

Импрессионистически тонко и одухотворенно прозвучала элегия Джакомо Пуччини «Хризантемы» под дирижерской палочкой руководителя смоленского оркестра Игоря Каждана.

К советской классике слушатели прикоснулись через номер «Танец Козелкова с приятелями» из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, оркестром управлял дирижер из Ярославля Игорь Шевченко.

Премьерой стала авторская версия для малой домры и балалайки контрабас сочинения «Музыка местечка» Михаила Броннера (дирижировал Е. Алешников). Композитор пишет в аннотации: «В трогательно-лирических, иногда грустных, иногда забавных образах этого сочинения перед слушателями предстает жизнь еврейского местечка» (http://www.bronner.ru/annotations-works). Солисты Кристина Фиш и Михаил Дзюдзе не только играли на инструментах, но и использовали собственные голосовые связки, передавая в диалоге восклицаниями «Ой!» и «Ой-ей-ей!» тот спектр эмоций, который выходил за рамки возможностей бессловесных инструментов.

Вокальной экмелике от дирижеров и инструменталистов нашлось еще место в некоторых сочинениях: из запомнившихся назову реплику в сопрановом регистре «Ой, да не пойду» гуслярши Ольги Алексеевой и экстатический возглас оркестра под предводительством Светланы Масловой в пьесе «Lady in folk».

Номер «Искушение» из Концертного триптиха на тему картины Иеронима Босха «Страшный суд» Виктора Власова (дирижировал руководитель оркестра народных инструментов «Виртуозы Самары» Павел Третьяков) показался ярким иллюстративным фрагментом: перед слушателями пронеслась и «золотая секвенция», и ряд аллюзий на музыку барокко и цитат из неё.

Московский дирижер Владимир Шкуровский в музыкальной картинке «Гармонист играет» Давида Львова-Компанееца очаровал оркестрантов и зрителей онлайн-трансляции своей общительной мимикой и вниманием к деталям оркестровой фактуры. Слушатели в зале не могли получить тех же эмоций. Ну, можно же пересмотреть в записи для полноты удовольствия. Техника и до этого дошла!

«Рандеву» Ефрема Подгайца – романтическая и очень бурная встреча маленького и большого инструментов, выступающих, в общем-то, за рамками своих традиционных амплуа: джазовая малая домра и джазовый симфонический контрабас (чуть было не написала – «смычковый», а смычка для такого стиля как раз и не полагается, исполнитель всё играет пальцами). Солистами выступили московские музыканты Екатерина Мочалова и Андрей Иванов, дирижировал Е. Алешников.

Второе отделение гала-концерта было посвящено русской музыке, а точнее, музыке, основанной на русском фольклоре. Ансамбль «Воронежские девчата» в сопровождении оркестра под управлением дирижера санкт-петербургского оркестра «Метелица» Игоря Тонина исполнил два произведения: «Мой костер» (музыка Я. Пригожего, слова Я. Полонского) и, с участием хореографической группы, русскую песню «Пойду ль, выйду ль я» в обработке Н. Мочалова.

Художественный руководитель оркестра Калужской филармонии Константин Савинов продирижировал обработкой Веры Городовской «У зари-то у зореньки», великолепно выявившей богатство тембров инструментов русского оркестра и красоту русской песенной мелодики и фактуры.

В пьесе Владимира Лямкина «Сибирские гулянья», написанной в стиле эстрадного фолка, цитируются мотивы народных песен «Ой, мороз» и «Барыня», дирижировал художественный руководитель оркестра Курской филармонии Павел Горбунов.

Под управлением дирижера петрозаводского оркестра «Онего» Михаила Тоцкого была исполнена «Ярославская кадриль» Юрия Зарицкого, на балалайке солировал Артём Берг. И дирижер, и солист составили отличный тандем, с отменным юмором передав особенности русского игривого танца.

Дирижер ярославского оркестра «Струны Руси» Алексей Чугаев представил две пьесы Владислава Панченко из «Сюиты в стиле фолк»: лирико-драматический «Хоровод» и бесшабашный, грубоватый «Перепляс».

В «Парафразе на цыганские темы» Владимира Лямкина разрабатываются всем известные мотивы, захватывающие в безудержном веселье и публику, и оркестр под управлением руководителя вятского оркестра Александра Чубарова. Цыганская музыка в России – неотъемлемая часть отечественной культуры, а в тембре балалайки «цыганочка» и вовсе воспринимается как русский наигрыш. «Цыганщина», впрочем, еще аукнется в завершении концерта.

Образы русской природы – сдержанной, суровой, но прекрасной – предстали в пьесе Григория Фрида «Уснули поля под туманами». Дирижировал руководитель народного оркестра «Россияне» города Тамбов Юрий Храмов.

Руководитель детского оркестра Александр Зуй из Смоленска продирижировал собственной обработкой песни «Во деревне то было, в Ольховке» для жалейки и оркестра. Наигрыш на жалейке, искренний в своей диатонической чистоте, исполнил Дмитрий Станчинский.

Музыкальная картинка Андрея Бызова «Во горнице» прозвучала под управлением главного дирижера петрозаводского оркестра «Онего» Геннадия Миронова.

«Этно-фьюжн концертино» Александра Цыганкова было исполнено в версии для двух солистов – балалайка прима и балалайка контрабас. Произведение представляет собой мульти-вариации на известные русские темы в свободном виртуозном стиле с элементами джазового свинга. Дирижировала Юлия Швецова из якутского города Алдана, солировали Дмитрий Швецов и Роман Свидерский. Последний показал на контрабасе звучный тембр и виртуозную мелкую технику, не уступавшую по скорости технике балалайки примы.

Череду оркестровых миниатюр, народных музыкальных зарисовок, продолжила пьеса Александра Прибылова «Семейская круговая»; исполнением руководил дирижер брянского городского оркестра Владимир Вислобоков.

Очень свежо прозвучала «Импровизация на тему песни Б. Мокроусова “Вологда”» Юрия Прохорова. Музыканты из Курска – дирижер Анатолий Марковчин и солист-баянист Михаил Беседин интеллигентно и со вкусом провели эту небольшую виртуозную пьесу, снискав признание публики.

Дирижер Крымского народного оркестра города Симферополь Валентин Лобанов управлял исполнением пьесы Андрея Бызова «Ярмарка», блеснувшей своим праздничным многоцветьем.

Два сочинения Константина Шаханова «Фантазия на темы музыки композитора Валентина Левашова к кинофильму “Любовь и голуби”» и «Фантазия на три русские темы» [«У ворот гусли вдарили», «Ты воспой в саду, соловейко», «Как по морю синему»] завершили второе отделение. Солировала исполнительница на гуслях звончатых Ольга Алексеева, дирижировал Евгений Алешников. Выступление обаятельной солистки украшает любой концерт: в игре Ольги Алексеевой сочетаются артистизм, виртуозность, совершенное владение инструментом, потрясающее искусство интонирования.

Третье отделение объединило, в основном, сочинения на темы музыкального фольклора разных народов в джазовых и эстрадных обработках.

В пьесе Веры Макаровой «Балалайка XXI век» взаимодействуют две сферы – русская народная песенность и «вечное движение» в рваных синкопированных ритмах. Звучание электрогитары в оркестре усиливают впечатление. Солисткой выступила балалаечница Мария Бударина из Москвы, дирижировал руководитель оркестра «Тула» Владимир Аленичев.

С большим подъемом дирижер воронежского русского оркестра «Гармония» Александр Рыженков управлял исполнением музыки Василия Соловьева-Седова «Веселый поезд» из кинофильма «Первая перчатка». Раскачиваются маховики железной машины, глубоки раздумья главного героя ленты, а поезд уже мчится под звуки легкомысленных польки, фокстрота, импровизируемых тапером синематографа.

Музыканты из подмосковного Ступино – руководитель оркестра «Мелодии России» Алексей Сысоев и исполнитель на балалайке контрабас Михаил Тихонов представили Былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Ильи Мищенкова. Герои повествования персонифицируются через инструменты: контрапунктом в импровизационно джазовой манере звучат пассажи контрабаса и свистящие рулады флейты-пикколо – видимо, богатырь и антропоморфное чудовище пытаются договориться. Победителем в переговорах, конечно, вышел балалаечный исполин, хотя пьеса могла бы называться «Былина для флейты-пикколо и контрабаса».

Контрабас Михаила Тихонова не обычный, а четырехструнный, с добавлением верхней струны «соль». Как объяснил исполнитель, это обеспечивает удобство сольной игры и дает возможность исполнять более широкий репертуар.

Попурри на темы песен группы «Любэ» Александра Семенова стало праздником души для поклонников эстрадного ВИА и музыкальной викториной для тех, кто и половины названий мелодий не знает (к которым отношу и себя). Дирижировал руководитель тюменского оркестра Владимир Лавришин.

Подошла пора блоку инонациональной музыки: греческим, македонским, аргентинским, лезгинским танцам и напевам в джазовых и эстрадных обработках.

Два номер занял Сергей Федоров со средиземноморским струнным инструментом бузуки. «Танец Зорбы» (Сиртаки) Микиса Теодаракиса прозвучал под управлением руководителя оркестра «Академия» Руслана Канеева из Москвы, «Македонское оро», автором которого выступил солист, продирижировал Игорь Тонин. Бузуки оказался не только экзотическим, но и очень техничным инструментом.

Дирижер могилевского оркестра Денис Черта с сильным эмоциональным посылом провел «Violentango» Астора Пьяццоллы; на бандонеоне – этой немецкой гармонике с трепетным, щемящим звуком, словно специально созданной для передачи страсти аргентинских мелодий, – солировал Михаил Тоцкий.

В пьесе Дмитрия Калинина «Эй, ухнем рок!» для балалайки контрабаса и оркестра исполнители ухнули на только рок, но и две бурлацкие волжские песни, на мотивах которых и построено это сочинение. Дирижировал автор – руководитель московского русского рок-оркестра. Солировал пока единственный исполнитель этого опуса – Андрей Камынин, артист Белгородского оркестра. Очень жаль, что солист оказался в акустическом подвале. И это было очень странно, ибо он не первый контрабасист, вышедший на сцену в этот вечер. Из-за этого, прямо скажем, провала звукорежиссерского сопровождения, звук контрабаса тонул в воздухе, как и вся мелкотехничная работа солиста. Недавно прошедшая премьера этой пьесы на фестивале «Музыка России» в Москве с этим же солистом с этим же, его родным, оркестром произвела совершенно другое впечатление.

«Лезгинка» Тофика Кулиева написана национального инструмента Кабардино-Балкарии – гармоники с клавиатурой аккордеонного типа. Пьесу представили музыканты из Нальчика – дирижер Вячеслав Лопатин и солист Мурат Малкаров, приобщив слушателей к музыкальной культуре кавказских горцев.

Логическим завершением «Парада» оказалась композиция Дмитрия Калинина «Lady in folk», исполненная под управлением руководителя молодежного оркестра ДШИ города Нерюнгри «Поколение NeXt» Светланы Масловой. Дмитрий Калинин, как всегда, всё сделал шиворот-навыворот: аристократичный титул «леди» портретируется русским простонародным мотивом «Барыни». Очень характерно! Особа из высших слоев общества решила прогуляться в народ?

Фактическим завершением «Парада» и, так сказать, эпилогом и аркой в плане исполнительского дуэта стал выход командира Евгения Алешникова и певца Максима Щербицкого, процыганившего «Очи черные», отметив, таким образом, 150-летие Федора Шаляпина. Хотя, Шаляпин не цыганил.

Ну, а постлюдией и третьим кадансом, на сей раз действительно, завершающим прозвучал повторный выход еще одного исполнительского дуэта, вернее, даже трио – Екатерины Мочаловой, Андрея Иванова и Евгения Алешникова – с джазовой пьесой «Фиеста» авторства солиста-контрабасиста. Этот опус, очевидно, намеренно был запланирован для появления на авансцене участников «Парада». После необычайно долгого соло изрядно заимпровизировавшегося автора, на джазовом паттерне зрители вновь увидели героев – теперь всех одномоментно. Восторженным аплодисментам не было конца. Не рукоплескали, пожалуй, только те, кто держал в руках смартфон, ловя момент для съемки памятного ролика.

Счастливы были все. Зрители, получившие возможность бесплатно побывать на таком грандиозном концерте. Дирижеры – эти властелины оркестра, с удовольствием купавшиеся в оркестровом звуке, ибо выступать и дирижировать коллективом такого класса – истинное удовольствие. Солисты и присутствовавшие в зале композиторы. Был ли счастлив оркестр, проработавший (без учета репетиций) почти пять часов подряд той самой карнавальной лошадкой? Думаю, что да. Пожалуй, белгородский оркестр, благодаря энтузиазму и организаторскому таланту своего художественного руководителя, занимает теперь одну из лидирующих позиций среди подобных оркестров в России. И это хороший повод для гордости и счастья.

С систематической регулярностью событие освещалось в СМИ. В группе ВКонтакте выкладывались ежедневные отчеты. Было привлечено местное телевидение: в студии телеканала побывали Е. Алешников и А. Винокур, в новостном репортаже с гала-концерта были подчеркнуты узловые моменты. Завидная форма подачи, рождающаяся из любви к искусству и к своему делу.

Хочется поздравить белгородскую филармонию, белгородский русский оркестр и персонально Евгения Алексеевича Алешникова со счастливой идеей такого замечательного проекта, способствующего объединению профессионалов, поклонников, энтузиастов и укреплению дружбы народников.

«Тремоло»

Ольга Шабунина





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!