Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Симфонический оркестр Белгородской филармонии выступил в Московской филармонии buttons


Симфонический оркестр Белгородской филармонии выступил в Московской филармонии

29 ноября 2023 в Концертном зале имени П. И. Чайковского в рамках абонемента «Оркестры России» Симфонический оркестр Белгородской филармонии представил сочинения С. С. Прокофьева и Н. А. Римского-Корсакова.

ramm

Главный дирижёр оркестра Рашит Нигаматуллин, в своё время ученик Геннадия Рождественского, в интервью не раз говорил, что стремится найти своё прочтение музыки. И это действительно так — в этом пришлось убедиться на концерте. Во всём чувствовалось, что слушаешь интерпретацию действительно настоящего мастера.

Первое отделение коллектив посвятил исполнению известных сочинений Прокофьева.

Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» — произведение заезженное, даже немного навязшее в ушах. Но не для Рашита Нигаматуллина — ведь у него оно прозвучало очень свежо и оригинально, без излишней гротескности и шаржированности. Наоборот — очень легко, изящно, насмешливо, но без злой улыбки.. Блестящее начало!

Прокофьевскую линию продолжила Симфония-концерт для виолончели с оркестром — произведение с очень непростой судьбой. Композитор работал над нею практически 20 лет и не раз переделывал. Премьеру в 1952 г.  исполняли молодые Святослав Рихтер (его дебют в качестве дирижёра) и Мстислав Ростропович.

Смелую для своего времени музыку раскритиковали в пух и прах. Она и сейчас нелегко воспринимается даже профессиональным ухом. Но это сочинение можно рассматривать как квинтэссенцию творческих поисков Прокофьева в течение всей его жизни. Здесь и светлая лирика, и так любимая Сергеем Сергеевичем сказочность-фантастика (эпизод с челестой; фрагмент, когда скрипки играют с сурдиной), и скерцозность, и грозно-тревожные фрагменты, заставляющие вспомнить партитуру «Ромео и Джульетты».

Главный козырь Симфонии-концерта — партия солирующей виолончели, которая требует исполнителя экстра-класса, настоящего виртуоза и мага. Отрадно, что в наше время такой есть — бесподобный Александр Рамм, которому нипочем трудности любого характера. И с предельными для диапазона инструмента верхами он справился безукоризненно, и освоил мощь и лирику музыкального языка.

Оркестр поддержал коллегу— и как хороший аккомпаниатор, и как партнер.

Во втором отделении прозвучала «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова. Этот опус на 100% убедил в том, что оркестр действительно находится в отличной форме. «Шехеразада» в интерпретации Нигаматуллина— подлинно художественное высказывание.

Эту музыку маэстро преподнёс гиперромантично, подчеркнув многообразие красок, тембровую детализированность, изысканный восточный колорит. Сейчас есть тенденция к исполнению её крупными мазками, но это совсем не тот случай.

Все соло прозвучали отменно. Особо отмечу соло фагота в части « Рассказ царевича Календера» — жаль, что нельзя узнать имя и фамилию исполнителя. Большого внимания заслуживает скрипачка Наталья Онищенко, на партии которой это произведение держится — музыкант с тонким вкусом и хорошей техникой.

Эмоциональность партитуры у Нигаматуллина зашкаливала, но перебора в громкости не случилось. Так что можно было насладиться и образом морского пейзажа, и послушать удивительные восточные сказки Календера, а потом погрузиться в упоительную лирику восточных баллад Царевича и Царевны.

В кульминации «Багдадский праздник и Корабль Синдбада разбивается о скалы» живо ощущаешь себя на восточном празднестве. Но конец близок — и когда судно разбивается и тонет, ты как будто сам погружаешься в лавину, в морскую пучину. Но сказки Шехеразады закончились — и снова чудные звуки скрипки возвращают в освещенные лампадой интерьеры комнаты Шахрияра.

Посчастливилось наблюдать за поведением дирижёра на сцене — в этот раз можно было не смотреть на его спину, а любоваться и руками, и следить за его лицом. И тут тоже есть что сказать. Весьма скупая, сдержанная для сегодняшнего дня манера дирижирования Нигаматуллина даёт гораздо больше, чем новомодные дергания, пританцовывания его молодых коллег. Эта скупость, как ни странно, даёт гораздо большую эмоциональность и силу звучания оркестру. И тут становится ясно, что Нигаматуллин — один из последних настоящих подлинных дирижёров-романтиков наших дней.

Филипп Геллер
Classicalmusicnews.ru
05.12.2023 г.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!