Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Белгородцам представили музыку Лютославского buttons


Белгородцам представили музыку Лютославского

12 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии впервые в нашем городе прозвучала музыка польского композитора и дирижёра, одного из крупнейших музыкантов XX века Витольда Лютославского. Концерт абонемента №7 «Виват, маэстро!» приурочили к 100-летию со дня рождения композитора.

Наверное, именно поэтому так широк масштаб празднований 100-летия со дня рождения композитора, которые стартовали 25 января в Варшаве. В течение года 40 городов и 18 стран мира организовывают свыше 100 культурных мероприятий, посвящённых Лютославскому: симфонические и камерные концерты, документальные фильмы, конференции и научные симпозиумы. А Институт им. Адама Мицкевича в Варшаве, один из главных идейных вдохновителей культурного года Лютославского, уже выпустил юбилейный комплект аудио дисков с записями всех произведений Витольда Лютославского в исполнении ведущих польских музыкантов.

Возможность познакомиться с творчеством маэстро у белгородцев появилась в рамках программы «Лютославский 2013 – Промеса», в числе организаторов которой Министерство культуры и национального наследия Польши.

В России творчество Витольда Лютославского представляют польский дирижёр Роман Ревакович и пианист лауреат международных конкурсов Лукас Генюшас. Концерт в Белгороде — первый из четырёх, которые пройдут на территории нашей страны.

Знакомство с музыкой маэстро для гостей филармонии началось с произведения «Книга для оркестра». Это сочинение, созданное в 1968 г., стало для композитора этапным сочинением, которое после «Метастасиса» Ксенакиса и «Атмосфер» Лигети можно, вне всякого сомнения, считать третьим томом Энциклопедии новых оркестровых тембров. Партитура, в которой, по словам самого Лютославского, «на первом плане манипуляции богатыми звукокрасочными комплексами», представляет собой звучащее пространство, в основе которого лежат многотоновые сочетания, развернутые как по вертикали, так и по горизонтали. Каждый из разделов — и крошечные «интермедии», и масштабные «главы» — насыщен разнообразием тембров; богатство выбора огромно, контрасты поражают, но никакой анархии, никакого хаоса, материал строжайшим образом организован, и слушателя не покидает ощущение порядка и авторской дисциплины.

Ещё одно произведение в концерте — «Малая сюита» для оркестра — показала композиторский талант Лютославского с иной стороны. В начале 1950-х годов композитор увлекся разработкой фольклорных тем. В этом сочинении звучат обработанные музыкантом мелодии танцев и песен Жешувского района. Созданию сюиты предшествовало знакомство композитора с этими песнями и плясками в исполнении народных музыкантов. Лютославский стремился изучить и усвоить их стиль и манеру пения и игры, и ему удалось привнести в свои оригинальные сочинения сам дух народной музыки.

К позднему периоду творчества композитора относятся три произведения под общим названием «Цепи». Белгородские слушатели познакомились с сочинением «Цепи-III» (для оркестра, 1986 г.). Композитор тяготел в своих произведениях к форме так называемого «цепного» типа. Она составлялась из ряда секций, каждая из которых оканчивалась каденцией всех голосов. Таким образом, Лютославский предложил иную концепцию перехода от одной музыкальной мысли к другой – методом наложения. Сам композитор сравнивает подобный процесс «со снами, когда ты видишь что-то и внезапно осознаешь, что это уже нечто совсем иное».

Концерт для фортепиано с оркестром в зеле Белгородской филармонии вместе с музыкантами нашего симфонического оркестра исполнил известный пианист Лукас Генюшас. Музыкант уже выступал в нашем городе и оставил о себе самые тёплые воспоминания у поклонников фортепианной музыки. За прошедшие несколько лет исполнительское мастерство молодого пианиста только выросло и всё также восхищает слушателей.

Композитор Витольд Лютославский не ожидал популярности, считал свою музыку необычайно трудной и понятной тем, кто, наверное, имеет что-то общее с самим композитором. Он был необычайно скромным человеком. Но неизменно радовался, когда находились слушатели, которые понимали его музыку, писали ему письма. «Я просматриваю такие письма в дурные минуты моей жизни (…) их чтение меня утешает», — говорил он. Надеемся, что после белгородской презентации музыки Лютославского поклонники его творчества появились и в нашем городе.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!