Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Музыка современности buttons


Музыка современности

Белгородская государственная филармония продвигает в жизнь разные формы творческого сотрудничества с ведущими представителями музыкального мира России. Одной из них являются давние связи с Союзом композиторов РФ. Многолетние контакты и проекты, созданные совместными усилиями, привели к осуществлению более тесных и конкретных мероприятий.

Так, с 21 по 23 ноября в трёх залах филармонии состоялся праздник современной музыки. Началось все с пресс-конференции в Органном зеле, в которой приняли участие директор Белгородской государственной филармонии — Светлана Юрьевна Боруха, заместитель директора — художественный руководитель филармонии заслуженный работник культуры РФ — Евгений Алексеевич Алешников, председатель правления Союза композиторов РФ, народный артист РФ, композитор — Владислав Игоревич Казенин; секретарь Союза композиторов РФ, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, народный артист РФ и Республики Татарстан, композитор — Рашид Фагимович Калимуллин; секретарь союза композиторов РФ, доцент Московской консерватории, член Ассоциации современной музыки, лауреат премий Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, лауреат «Золотой маски», композитор — Кирилл Алексеевич Уманский; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ростовской консерватории, секретарь Союза композиторов РФ, председатель правления Ростовской организации Союза композиторов РФ, музыковед — Анатолий Моисеевич Цукер.

В ходе встречи с журналистами были озвучены актуальные вопросы, касающиеся процессов, которые происходят сегодня в музыкальном творчестве и исполнительстве.

«Сегодня мы принимаем у себя проект, который уже посетил многие города России — «Музыкальное передвижничество», — отметил в приветственном слове Евгений Алешников. — В течение двух дней в трёх залах Белгородской государственной филармонии будет звучать музыка российских композиторов — наших современников. Мы сможем убедиться в том, что музыка жива. Она движется вперёд, и сегодня есть авторы, способные создавать яркие произведения, которые будут представлять нашу российскую школу».

Выступая от имени гостей, председатель правления Союза композиторов РФ Владислав Казенин отметил, что Белгородская филармония — это самый настоящий Храм музыки: «Мы рады быть здесь, в вашем городе».

«Мы, как и в прошлые годы, поддерживаем тесные творческие связи с филармонией и её новым руководством, — продолжил Владислав Игоревич. — Здесь замечательный Симфонический оркестр, один из лучших среди провинциальных коллективов, который очень помог нам в год празднования 50-летия Союза композиторов России, блестяще исполнив сложную концертную программу из произведений Сергея Слонимского, Глеба Мая, Ширвани Чалаева, Валерия Кикты и белгородских авторов в Большом зале Московского дома композиторов.

Голос Союза в последние годы звучит очень громко. Мы работаем внутри организации, активно сотрудничаем с другими объединениями.

Союз объединил отличную команду композиторов, музыкантов и музыковедов. Все вместе мы ищем новые проекты, которые осуществляются во имя Музыки, работаем с разными форматами, ищем новые имена в рядах молодых авторов и стараемся поддерживать их.

Современная музыка сегодня не отрывается от истории и своих корней. Перед вами Рашид Калимуллин — это действительно современный композитор, но его татарские корни дают о себе знать, они отражены в музыке, которую он пишет, и которую мы представляем на белгородской сцене. Кирилл Уманский, еще один ваш гость, много лет жил на Севере, вы услышите в его музыке карельские интонации и ритмы… Сегодня нельзя писать музыку нового времени и забывать о том, что подарило нам прошлое».

Говоря о тенденциях, которые характеризуют современную музыку, участники пресс-конференции подчеркнули, что сегодня процесс глобализации охватил все, в том числе и музыкальную сферу. «Музыка не пишется, а конструируется, — заметил Казенин. — Это уже не музыка души и сердца».

«Как таковой главной тенденции в развитии современной музыки нет, — высказал мнение музыковед Анатолий Цукер. — Это не значит, что нет настоящей, хорошей музыки. Она есть. Просто сейчас такой период: многие композиторы находятся в поиске, готовят почву для появления яркой фигуры в музыке, какой были, например, Шостакович и Прокофьев в XX в. Время покажет, кто есть кто».

Конечно, участники встречи отметили, что сейчас непростое время для развития музыки. «Мы потеряли несколько поколений наших слушателей, — заметил Казенин. — В школе почти нет уроков музыки, всё чаще высказывается мнение, что музыкальные школы нужно закрывать и переводить в разряд кружков, дети часами сидят возле телевизора или компьютера. А ведь чтобы слушать и понимать музыку, нужна подготовка. И заниматься этим нужно с детства! Вот тогда у нас будет и больше талантливых композиторов, музыкантов, музыковедов, мы сможем выполнить и главные задачи Союза, определённые еще Шостаковичем: создавать условия для творчества музыкантов, публиковать сочинения и обеспечивать их звучание на концертных площадках, а также талантливо и правдиво рассказывать о них в средствах массовой информации».

В дополнение к музыкальному проекту состоялись творческая встреча со студентами и преподавателями музыкального колледжа им. С. Дегтярева и совместное заседание Правления СКР и Белгородского регионального отделения СКР (перевыборное собрание).

В пятницу, 22 ноября, на сцене Большого зала филармонии произошло первое в рамках «Музыкального передвижничества» знакомство белгородской публики с композиторами-современниками.

Симфоническую программу «Музыка нового времени» открыло сочинение Анри Соге Концерт для виолончели с оркестром в исполнении симфонического оркестра БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина и Марка Дробинского (виолончель, Франция).

Анри Соге — французский композитор, настоящий ровесник ХХ века — 1901—1989 гг. Его музыка стала для белгородских слушателей премьерой. Представил её белгородцам выдающийся французский виолончелист российского происхождения, ученик Мстислава Ростроповича Марк Дробинский.

Второе отделение концерта началось с трехчастных «Симфонических фресок» Рашида Калимуллина. Это сочинение принесло автору широкую известность во всём мире, войдя в репертуар самых выдающихся дирижёров и оркестров в России и за рубежом. «Симфонические фрески» были написаны в 2005 г. на материале рок-оперы «Крик кукушки».

Сюита из балета Владислава Казенина «Коты в сапогах» — зажигательная, смешная, лирическая, стала заключительным, ярким штрихом этого праздника современной музыки.

Завершился же вечер чествованием Рашита Нигаматуллина. В честь 55-летия со дня рождения и 25-летия творческой деятельности главного дирижёра симфонического оркестра Белгородской филармонии со сцены прозвучало много тёплых слов от имени Союза композиторов России, региональных отделений организации и коллег — музыкантов.

Во второй концертный день, 23 ноября, белгородским зрителям предстояло познакомиться с творчеством композитора, аранжировщика, органиста и педагога Кирилла Уманского. Его выступление в Органном зале произвело на публику неизгладимое впечатление. В концерте исполнялись как сочинения известных композиоторов — И. С. Баха и Н. де Гриньи, так и произведения самого Уманского — «Три пьесы для органа»; «Фрески и витражи» для органа и баяна (аккордеон — солист БГФ Михаил Токаев) и Фантазия памяти Николая Сидельникова (педагог К. Уманского).

Программа «Музыкальное передвижничество» не только объездила многие города России, но также совершила путешествие в стенах нашей филармонии. Представив белгородцам первое отделение в Органном зале, на второе музыканты пригласили всех в Малый.

Здесь состоялся камерный концерт Владислава Казенина. Песни, романсы, дуэты из театральных постановок, кинолент и мультфильмов прозвучали в исполнении автора (фортепиано), Валерия Алиева (баритон) и Екатерины Барбашёвой (сопрано).

Прошедшие два концертных дня показали (как справедливо заметила их ведущая Наталья Гирявенко), какие разные явления скрываются сегодня под словами «музыка современных авторов». Тем более важны и ценны сегодня усилия всех тех творцов и исполнителей, которые стараются донести до интересующейся и думающей публики свои мысли и представления о современности.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!