Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Шереметевские музыкальные ассамблеи 2015 buttons


Шереметевские музыкальные ассамблеи 2015

Шереметевские музыкальные ассамблеи в Белгородской филармонии

В Белгороде завершились IV «Шереметевские музыкальные ассамблеи», рассказывает журнал «Музыкальная жизнь».

Род Шереметевых тесно связан с Белгородчиной. Неподалеку, в Грайворонском уезде Курской области, находилось имение «Борисовка», название которому дал сподвижник Петра I граф Борис Петрович Шереметев. Именно он стал инициатором постройки Богородицко-Тихвинского женского монастыря, а к концу XVIII столетия, при князе Н.П. Шереметеве, расцвели искусства: имелся крепостной театр, славилась Певческая капелла. Самых одаренных юношей отправляли учиться в Италию, как это случилось со Степаном Дегтяревым, открывшим там в себе композиторский талант и позднее создавшим монументальную ораторию «Минин и Пожарский».

С такой богатой историей логично организовать фестиваль, который бы позволил осмыслить культурное наследие края, поставив его в контекст общеевропейских традиций. Именно по этому пути пошли организаторы – Белгородская филармония и Фонд поддержки развития классического музыкального искусства.

Каждая из четырех состоявшихся ассамблей имела ясную и оригинальную концепцию. Первая обратилась к театрально-хоровым истокам. В трёх концертах 2012 года выступали солисты Большого театра, Праздничный Патриарший Мужской хор Свято-Данилова монастыря и «Имперский Русский балет».

Начинание благословил потомок славного рода Шереметевых, граф Пётр Петрович, открывший Ассамблеи. В тот вечер звучало первое действие оперы «Белгородский полк» местных авторов – Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой, впечатления от которого надолго сохранились в памяти Шереметева. В Белгородской филармонии с гордостью хранят автограф письма, присланного графом Петром Петровичем: «Очень, очень оценил всю музыкальную программу… Был потрясен качеством исполнения всех артистов, певцов, двух оркестров и, конечно, восхищен темой первой части концерта. Полтава! Полтавское сражение, Шереметевский гимн! Видеть и слышать перед собой своего предка, с таким голосом, исполнение арии, гимна, – просто здорово». А его слова о филармонии и фестивале, как о «чудном инструменте для просвещения, образования и культуры», дорогого стоят.

ТенорА XXI века на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Его возвращение было неизбежным: в 2013 году Пётр Петрович заехал в Борисовку – поклониться родным местам – и принял участие в церемонии закрытия второго музыкального фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Звучали духовные песни и романсы, авторами которых, в том числе, являются графы Александр и Борис Шереметевы. Тогда же в Белгород приехали «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета и голосистые вокалисты из известной антрепризы «ТенорА XXI века».

Третьи «Шереметевские музыкальные ассамблеи» получились монографическими. В трёх концертах были представлены страницы творчества Георгия Свиридова, как известно, родом из соседнего Курска. Кульминацией фестиваля стал музыкально-литературный вечер, где в пушкинско-свиридовской «Метели» блистал народный артист России Валерий Баринов.

Шереметевские музыкальные ассамблеи в Белгородской филармонии

Только что завершившиеся Ассамблеи посвятили наследию XIX века. Тема благодатная, и выбор ракурсов – безграничный. Глядя на афишу, можно смело сказать, что в программе важно не столько, что играют, но персоналии. Этот фестиваль вновь позволил белгородцам услышать «топовых» артистов разных поколений. Маститый дирижёр Валерий Полянский привёз свой знаменитый хор и вместе с симфоническим оркестром Белгородской филармонии подготовил исполнение «Маленькой торжественной мессы» Россини. Плеяда молодых, но уже известных во всем мире инструменталистов продемонстрировала свое искусство на открытии фестиваля. Никита Борисоглебский выступил в амплуа скрипача-виртуоза, сыграв «Интродукцию и рондо каприччиозо» Сен-Санса, его же Концерт №1 исполнил виолончелист Борис Андрианов. Хрупкая Ванесса Бенелли Мозелл – белокурая итальянка, словно сошедшая с полотен Боттичелли, – как оказалось, также может быть причислена к представителям русской исполнительской школы. Среди её учителей – Михаил Воскресенский и Дмитрий Алексеев. Она солировала в Фортепианном концерте Шумана, а за пультом белгородского оркестра в тот вечер стоял молодой дирижёр Дмитрий Филатов

Никита Борисоглебский, Борис Андрианов и Ванесса Бенелли Мозелл на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Для «Шереметевских ассамблей» с самого начала был важен парадный тон, который задает ведущий на сцене. Один из сезонов провёл мэтр жанра конферанса Святослав Бэлза, в этом году пригласили известного актёра, режиссёра, мастера церемоний Петра Татарицкого. Местные газеты написали, что он стал «одной из главных персон–“открытий” нынешнего фестиваля». Его аристократический имидж и артистическая манера представления участников концертов «работала» на главную идею «Ассамблей» – возрождение идеалов и эстетики русской дворянской культуры.

Пётр Татарицкий на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Судьба преподносит иной раз удивительные совпадения: прапрадед Петра Татарицкого – известный поэт, переводчик Борис Николаевич Алмазов, и одна из его внучек, Варвара Петровна Алмазова, вышла замуж за графа из рода Шереметевых. «Я благодарен Белгородской филармонии, пригласившей меня вести фестиваль с таким названием», – взволнованно произнес со сцены Татарицкий.

Четвёртые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» увенчались сольным концертом Вероники Джиоевой. Приглашение всемирно известной певицы – личный выбор директора Белгородской филармонии Светланы Боруха, услышавшей это выдающееся сопрано на концерте в Большом зале консерватории. Заполучить оперную диву удалось не сразу, но ожидания того стоили. Джиоева привезла большую и разноплановую программу, охватив чуть ли не все ключевые арии XIX столетия. Есть певицы, строго блюдущие чистоту стиля: если поют западный репертуар, то избегают отечественную оперу. Если поют Верди, то не берутся за бельканто и частенько отворачиваются от старинной музыки. Но Джиоевой рамки тесны, она смело заявляет о себе как об универсальной артистке, владеющей секретом «как быть звездой» в любом репертуаре.

Вероника Джиоева на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Об этом шёл разговор на мастер-классе, который артистка давала в день выступления (подобные мастер-классы и творческие встречи провели все участники «Ассамблей»). Джиоева не только великолепно владеет голосом, но и делает это осознанно, и может понятно объяснить и показать технологию того или иного приема. Обсуждая партию Нормы – яркий пример белькантового стиля, – она совершила чудо, подсказав молодой коллеге Галине Зольниковой, как преодолеть коварный пассаж.

В тот же вечер она с блеском спела Каватину Нормы, показав безупречное владение бельканто, и поразила легкостью, с какой перевоплощалась в течение программы то в Марфу из «Царской невесты», то в Ярославну из «Князя Игоря» или в Иоланту. Певица спела также арию Леоноры из «Силы судьбы», Болеро Елены из «Сицилийской вечерни», арию Лауретты из «Джанни Скикки».

Концерт продемонстрировал, что Вероника Джиоева сейчас – на пике мастерства, востребована в ведущих театрах и концертных залах мира. Памятно её недавнее выступление во Второй симфонии Малера с Консертгебау под управлением Мариса Янсонса. В любом сочинении доставляют наслаждение её гибкое, льющееся звуковедение, сочный средний и нижний регистры, мощная колоратура. Но если говорить о типаже, то приоритет, безусловно, будет отдан страстным, гордым героиням – таким как обольстительная Земфира из «Алеко», затопившая дерзкой страстью зал.

«Грусть-тоска» противоречат самой природе Джиоевой – очевидного лидера по натуре. Она отнюдь не склонна предаваться унынию: накал драматических эмоций обжигает, и в этот момент сопротивляться им бесполезно. Её лирические героини таят в себе внутренний огонь, готовый в любой момент вырваться наружу.

Шереметевские музыкальные ассамблеи в Белгородской филармонии

Оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина проявил максимум учтивости к титулованной солистке, позволив ей быть свободной и раскованной. Внешне сдержанный, даже отстраненный дирижёр показал себя мастером аккомпанемента.

Недавно коллектив выступал в Москве (об этих гастролях читайте в «Музыкальной жизни» №10, 2015). В родном зале – и стены помогают. Показалось, что в привычных акустических условиях музыканты раскрылись более полно. В частности, важна рассадка «лесенкой», когда духовая группа оказалась выше струнных. Струнные могли позволить себе звучать насыщеннее, а духовики – сосредоточиться на динамических нюансах. Все эти детали проявились, прежде всего, в сольных номерах. Нигаматуллин подчеркнул близость стилей Чайковского и Рахманинова, взяв оркестровые вступления к «Пиковой даме» Чайковского и к «Алеко» Рахманинова (оперный дебют молодого композитора). Сумрачность атмосферы, взвихренные патетические интонации в кульминациях – таково было общее настроение, царившее в русской музыке fin de siecle.

Увертюра к «Силе судьбы» Верди – опере, как известно, написанной по заказу Мариинского театра в Петербурге, – трактует тему рока более картинно, что прекрасно передали дирижер и оркестр. Удары судьбы, жалобные мольбы, ярость борьбы – всё это ясно «прочитывалось» в интерпретации Нигаматуллина.

Программа завершилась эффектной бисовкой – арией Сильвы, которую Вероника Джиоева спела и сплясала «от души».

Евгения Кривицкая (фото Антона Черева)

 

«Звёздные ассамблеи в Белгороде», стр. 62

«Звёздные ассамблеи в Белгороде», стр. 63

Читать на сайте «Музыкальная жизнь»





   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!