Top.Mail.Ru
Белгородская государственная филармония » Шереметевские музыкальные ассамблеи buttons


Шереметевские музыкальные ассамблеи

Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» проходит благодаря инициативе филармонии и недавно созданному в Белгороде Фонду развития классического музыкального искусства.

Первостепенная задача фестиваля — дать белгородцам возможность увидеть и услышать ведущих представителей русской музыкальной культуры, являющихся национальным достоянием России.

Неслучайно в названии фестиваля значится имя Шереметевых, представителей старинного русского дворянского рода, прославленного именами общественных деятелей, полководцев, ученых, музыкантов и меценатов.

В историю русского искусства Шереметевы вписали много ярких страниц. Это подмосковные архитектурные ансамбли Кусково и Останкино с придворными театрами, школа балетных воспитанниц, ремесленная иконописная мастерская в Борисовке, знаменитая хоровая капелла в Петербурге, которой руководил талантливый хормейстер, сын борисовского старосты Гавриила Ломакин.

Стремясь возродить культурные традиции рода Шереметевых и познакомить белгородских зрителей с выдающимися исполнителями, филармония организовала три уникальных концерта. Они посвящены жанрам, которым в истории рода Шереметевых оказано особое предпочтение – опера, балет и хоровое пение.

На фестивале в качестве почетного гостя присутствовал ныне здравствующий представитель рода Петр Петрович Шереметев (р. 1931 г.). В настоящее время Пётр Петрович живет в Париже, возглавляет Парижскую русскую консерваторию им. С. В. Рахманинова, но регулярно бывает в России и поддерживает многочисленные Шереметевские центры.

Три концерта фестиваля посвящены жанрам, которым оказано особое предпочтение в истории рода Шереметевых — опере, балету и хоровому пению. 24 марта в Большом зале филармонии звучали голоса солистов Большого театра с симфоническим оркестром и оркестром русских народных инструментов филармонии. Впервые в Белгороде выступали народная артистка РФ Ирина Долженко (меццо-сопрано), заслуженные артисты РФ Вадим Тихонов (тенор), Роман Муравицкий (тенор), Михаил Казаков (бас). Ведущее меццо-сопрано Большого театра Ирина Долженко, в репертуаре которой более 20 партий оперного репертуара, дебютировала в Большом театре в 1995 г. Более 20 лет радует слушателей вокальный (и супружеский) дуэт Ирины Долженко и Вадима Тихонова.

Тенор Роман Муравицкий был ведущим солистом Московского академического музыкального театра им. К. Cтаниславского и В. Немировича-Данченко, с 2003г — солист Большого театра. Бас Михаил Казаков — один из семи ведущих солистов-басов оперной труппы Большого театра. Он принимал участие в антрепризе  «Басы ХХI века», как и многие певцы Большого, имеет гастрольные ангажементы в ведущих оперных театрах России. Европы, Америки.

В программе открытия фестиваля:

 I отделение

1. Д. Россини – ария Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник», исполняет заслуженный артист РФ Михаил Казаков (бас)

2. А. Даргомыжский – ария Мельника из оперы «Русалка», исполняет Михаил Казаков

3. Ж. Бизе – Хабанера из оперы «Кармен», исполняет народная артистка РФ Ирина Долженко (меццо-сопрано)

4. Дж. Россини – каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник», исполняет заслуженный артист РФ Вадим Тихонов (тенор)

5. Дж. Пуччини – ария Каварадосси из оперы «Тоска», исполняет заслуженный артист РФ Роман Муравицкий (тенор)

6. Дж. Верди – песня Азучены из оперы «Трубадур», исполняет Ирина Долженко

7. Ж. Бизе – Сегидилья из оперы «Кармен», исполняет Ирина Долженко

8. П.И. Чайковский – ария Роберта из оперы «Иоланта», исполняет Вадим Тихонов

9. Дж. Верди – Застольная песня из оперы «Травиата», исполняют Ирина Долженко и Роман Муравицкий

Симфонический оркестр

Главный дирижёр – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин

Музыкальным эпиграфом открытия фестиваля прозвучала сцена и ария фельдмаршала Б. П. Шереметева в исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Бойко, симфонического оркестра и камерного хора филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева) из оперы «Белгородский полк» Елены и Николая Бирюковых.

II отделение

1. Русская народная песня «Вдоль по Питерской», исполняет заслуженный артист РФ Михаил Казаков

2. Н. Шишкин – «Ночь светла», исполняет Михаил Казаков

3. А. Гуэрчиа – «Нет, не любил он!», исполняет народная артистка РФ Ирина Долженко

4. М. Глинка – «В крови горит огонь желанья», исполняет заслуженный артист РФ Вадим Тихонов

5. Р. Фальво – «Скажите, девушки», исполняет заслуженный артист РФ Роман Муравицкий

6. Э. Абаза – «Утро туманное», исполняет Ирина Долженко

7. М. Глинка – «Не искушай», исполняют Ирина Долженко и Роман Муравицкий

8. Старинный русский романс «Темно-вишневая шаль», исполняет Ирина Долженко

9. Э. Каннио – «Влюбленный солдат», исполняет Роман Муравицкий

10. Н. Бакалейников – «Бубенцы», исполняет Ирина Долженко

11. Г. Свиридов – «Маритана», исполняет Михаил Казаков

12. Ф. Герман – «Очи черные», исполняют Ирина Долженко, Вадим Тихонов, Роман Муравицкий и Михаил Казаков

Оркестр русских народных инструментов

Главный дирижёр – заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников

29 марта в Большом зале выступил Праздничный Патриарший мужской хор Свято-Данилова монастыря (главный регент и художественный руководитель — Георгий Сафонов). Этот коллектив имеет статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он — участник всех праздничных и воскресных церковных служб, постоянно принимает участие в различных фестивалях духовной и классической музыки. Его первые выступления относятся к 1977 г. и связаны с возрождением монашеской жизни в монастыре. В составе хора — профессиональные певцы (певчие), продолжающие традиции монастырского церковного пения, а также — по словам Г. Сафонова — воскрешающего стиль пения прославленного эмигрантского хора донских казаков Михаила Жарова, стяжавшего громкую славу в 20-40 г.г. прошлого века в странах Европы.

 В программе:

I отделение 

1. «Приидите, поклонимся» (напев Супрасльской лавры)

2. «С нами Бог» (напев Супрасльской лавры)

3. Кондак Рождества Христова (сербский напев)

4. «Великое славословие» (сербский напев)

5. «Херувимская песнь» (староболгарская)

6. «Полиелеос» (поморский напев)

7. «Житейское море» (духовный стих)

8. «Востани, что спиши» (духовный стих)

9. «Святая земля» (духовный стих)

10. «Дни мои» (музыка инокини Иулиании (Денисовой), слова священника Андрея Логвинова)

11. «Русь называют святою» музыка и слова архидиакона Романа (Тамберга)

II отделение 

1. «Донцы-молодцы» (казачья песня времен войны 1812 года)

2. «По горам Карпатским» (казачья песня времен I-й Мировой войны)

3. «Не для меня» (казачий романс Верхнего Дона в обработке А. Гадалина)

4. «Молись, кунак» (казачий романс в обработке С. Жарова)

5. «Сон Степана Разина» (казачья песня в обработке Г. Сафонова)

6. “Любо, братцы, любо» (обработка Г. Сафонова)

7. «В низенькой светелке» (русская народная песня)

8. «Вечерний звон» (русская народная песня)

9. «Колокольчик» (русская народная песня)

10. «Ах вы, сени мои» (русская народная песня)

11. «Прощание “Славянки”» (старинный марш в обработке Г. Сафонова) 

3 апреля Шереметевский фестиваль завершили балетные спектакли — «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова (в постановке М. Фокина) и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина в исполнении всемирно известной труппы «Имперского Русского балета» Гедиминаса Таранды. Создатель (1994) и арт-директор единственной в России частной балетной труппы Гедиминас Таранда — в прошлом ведущий солист балета Большого театра, партнёр Майи Плисецкой. Название труппы его создатель комментирует так: «Это дань памяти императорской фамилии Романовых, которая внесла огромный вклад в развитие русской культуры, в частности, в создании балетов Большого и Мариинского театров, где родилась и выросла слава русского балета…. Это балет в память танцовщиков — “императоров” русской сцены, тех, кто жил на сцене и посвятил всю свою жизнь этой тяжелейшей “порхающей” профессии».





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2023                             Яндекс.Метрика      Консоль
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!